Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение
Свердловской области «Екатеринбургский техникум химического машиностроения»
(ГАПОУ СО «ЕТХМ»)
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общие положения
1.1. Аннотация
1.2. Нормативные основания разработки образовательной программы
1.3. Требования к поступающим на программу
2.
Общая характеристика образовательной программы среднего
профессионального образования
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
Методическая документация, определяющая структуру и организацию
образовательного процесса
5.1. Учебный план
5.2. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
5.3. Условия реализации образовательной программы
5.3.1.Кадровое обеспечение образовательной программы
5.3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
5.3.3.Учебно-методическое и информационное обеспечение
3.
4.
5.
6.
7.
Рабочая программа профессионального воспитания
Приложения
3
4
4
4
5
6
6
7
7
7
11
11
13
14
14
15
17
18
24
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Аннотация
Содержание среднего профессионального образования по профессии 23.01.03
Автомеханик определяется программой подготовки квалифицированных рабочих,
служащих (далее – образовательная программа).
Концептуальная база, лежащая в основе разработки образовательной программы:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик утв. приказом
Министерства образования и науки РФ 2 августа 2013 г. № 701, зарегистрированного
Министерством юстиции (№ 29498 от 20 августа 2013);
− Примерная основная образовательная программа – ОП ППКРС по профессии
23.01.03 «Автомеханик»;
− Профессиональный стандарт Специалист по техническому диагностированию и
контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом
техническом осмотре (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23
марта 2015 г. № 187н);
− Профессиональный стандарт "Специалист по мехатронным системам
автомобиля" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 13 октября 2014 г. № 715н;
− требования, предъявляемые к участникам чемпионатов WorldSkills Russia (WS)/
WorldSkills International (WSI) по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых
автомобилей»;
− - региональные требования.
Образовательный и профессиональный стандарты характеризуют квалификацию,
необходимую выпускнику для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности, трудовой функции и используются в качестве основы для создания учебнометодического комплекса, при составлении программ профессиональных модулей и
общепрофессиональных дисциплин, учебно-методических материалов, а также при
выборе форм и методов обучения.
Результат освоения образовательной программы и сформированности компетенций
подтверждается в рамках государственной итоговой аттестации, проводимой в форме
защиты
выпускной
квалификационной
работы
(выпускной
практической
квалификационной работы и письменной экзаменационной работы).
1.2. Нормативные основания разработки образовательной программы:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
− Приказ Минобрнауки России 2 августа 2013 г. № 701 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации от 20 августа 2013, регистрационный № 29498);
− Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г.,
4
регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной
деятельности);
− Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
ноября 2017 г. № 1138 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 16 августа 2013 г. № 968»;
− Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный №
28785);
− Профессиональный стандарт Специалист по техническому диагностированию и
контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом
техническом осмотре (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23
марта 2015 г. № 187н);
− Профессиональный стандарт "Специалист по мехатронным системам
автомобиля" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 13 октября 2014 г. № 715н.
1.3. Требования к поступающим на программу
Прием на обучение осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее
образование.
Поступающие обязаны пройти предварительный медицинский осмотр
(постановление Правительства РФ № 697 от 14 августа 2013 г.) и представить справку.
Требуется владение русским языком, так как обучение в техникуме ведется на
государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Документы, предъявляемые поступающим при подаче заявления:
− гражданами Российской Федерации: оригинал или ксерокопия документов,
удостоверяющих личность и гражданство; оригинал или ксерокопию документа об
образовании и (или) квалификации; 4 фотографии;
- иностранными гражданами, лицами без гражданства, в т.ч. соотечественниками,
проживающими за рубежом: копию документа, удостоверяющего личность
поступающего, либо документ, удостоверяющих личность иностранного гражданина в
Российской Федерации, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля
2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации»; оригинал документа иностранного государства об образовании и (или) о
квалификации (или его заверенную в установленном порядке копию), если
удостоверяемое указанным документом образование признается в Российской Федерации
на уровне соответствующего образования в соответствии со статьей 107 Федерального
закона; заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа
иностранного государства об образовании и (или) 7 квалификации и приложения к нему;
копии документов или иных доказательств, подтверждающих принадлежность
соотечественника, проживающего за рубежом, к группам, предусмотренным статьей 17
Федерального закона от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников за рубежом; 4 фотографии.
5
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
Слесарь по ремонту автомобилей
Форма
обучения:
очная.
Возможна
реализация
содержания
учебных
дисциплин/профессиональных модулей/ практик может быть реализована с применением
элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего
образования: 5814 академических часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
основного общего образования: 2 года 10 месяцев.
Структура образовательной программы включает обязательную и вариативную
части
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование
профессиональных и общих компетенций, предусмотренных ФГОС и составляет 80% от
общего времени объема, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (20 %) - направлена на освоение
дополнительных элементов программы, с целью обеспечения соответствия выпускников
требованиям регионального рынка труда и международных стандартов и составляет 216
часов.
РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие
образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 23
техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом; заправка
транспортных средств горючими и смазочными материалами
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
− автотранспортные средства;
− технологическое оборудование, инструмент и приспособления
технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
− оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы;
− техническая и отчетная документация;
Наименование основных видов деятельности
Техническое обслуживание и ремонт
автотранспорта
Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
Заправка транспортных средств горючими и
смазочными материалами
6
для
Сочетание квалификаций
Слесарь по ремонту автомобилей
осваивается
осваивается
осваивается
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Общие компетенции
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность
за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
4.2. Профессиональные компетенции
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Основные виды
деятельности
Код и наименование
компетенции
Показатели освоения компетенции
ПК 1.1. Диагностировать
автомобиль,
его
агрегаты и системы
Техническое
обслуживание
ремонт
автотранспорта
и
ПК 1.2. Выполнять
работы по различным
видам
технического
обслуживания
7
иметь практический опыт:
проведения
технических
измерений
соответствующим
инструментом
и
приборами;
выполнения
ремонта
деталей
автомобиля;
снятия и установки агрегатов и узлов
автомобиля;
использования
диагностических
приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по
техническому
обслуживанию
автомобилей; уметь:
выполнять метрологическую поверку
средств измерений;
выбирать и пользоваться инструментами
ПК
1.3.
Разбирать,
собирать
узлы
и
агрегаты автомобиля и
устранять
неисправности
ПК 1.4. Оформлять
отчетную
документацию
по
техническому
обслуживанию
ПК
2.1.
Управлять
автомобилями
категорий "В" и "С".
ПК 2.2. Выполнять
работы
по
Транспортировка
транспортировке
грузов
грузов и перевозка
и перевозке пассажиров.
пассажиров
ПК 2.3. Осуществлять
техническое
обслуживание
транспортных средств в
пути следования.
8
и приспособлениями для слесарных
работ;
снимать и устанавливать агрегаты и узлы
автомобиля;
определять неисправности и объем работ
по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и
оборудование;
использовать специальный инструмент,
приборы, оборудование;
оформлять учетную документацию;
знать:
средства метрологии, стандартизации и
сертификации;
основные
методы
обработки
автомобильных деталей;
устройство
и
конструктивные
особенности
обслуживаемых
автомобилей;
назначение и взаимодействие основных
узлов ремонтируемых автомобилей;
технические условия на регулировку и
испытание отдельных механизмов
виды и методы ремонта;
способы восстановления деталей;
иметь практический опыт:
управления автомобилями категорий "В"
и "С"; уметь:
соблюдать Правила дорожного движения;
безопасно управлять транспортными
средствами в различных дорожных и
метеорологических условиях;
уверенно действовать в нештатных
ситуациях;
управлять
своим
эмоциональным
состоянием, уважать права других
участников
дорожного
движения,
конструктивно
разрешать
межличностные конфликты, возникшие
между
участниками
дорожного
движения;
выполнять
контрольный
осмотр
транспортных средств перед выездом и
при выполнении поездки;
заправлять
транспортные
средства
горючесмазочными
материалами
и
специальными
жидкостями
с
соблюдением экологических требований;
устранять
возникшие
во
время
эксплуатации транспортных средств
мелкие неисправности, не требующие
разборки
узлов
и
агрегатов,
с
соблюдением
требований
техники
ПК 2.5. Работать с безопасности;
соблюдать режим труда и отдыха;
документацией
обеспечивать
прием,
размещение,
установленной формы.
крепление и перевозку грузов, а также
безопасную посадку, перевозку и
высадку пассажиров;
получать, оформлять и сдавать путевую и
транспортную документацию;
принимать возможные меры для оказания
первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях;
соблюдать
требования
по
транспортировке пострадавших;
использовать средства пожаротушения;
знать:
основы законодательства в сфере
дорожного
движения,
Правила
дорожного движения;
правила эксплуатации транспортных
средств;
правила перевозки грузов и пассажиров;
виды ответственности за нарушение
ПК
2.6.
Проводить
Правил дорожного движения, правил
первоочередные
эксплуатации транспортных средств и
мероприятия на месте норм по охране окружающей среды в
дорожно-транспортного соответствии
с
законодательством
происшествия.
Российской Федерации;
назначение, расположение, принцип
действия основных механизмов и
приборов транспортных средств;
правила техники безопасности при
проверке
технического
состояния
транспортных
средств,
проведении
погрузочно-разгрузочных работ;
порядок
выполнения
контрольного
осмотра транспортных средств перед
поездкой и работ по его техническому
обслуживанию;
перечень неисправностей и условий, при
которых
запрещается
эксплуатация
транспортных
средств
или
их
дальнейшее движение;
приемы устранения неисправностей и
ПК
2.4.
Устранять
мелкие неисправности,
возникающие во время
эксплуатации
транспортных средств.
9
ПК 3.1. Производить
заправку горючими и
смазочными
материалами
транспортных средств
на
заправочных
станциях.
Заправка
транспортных
средств горючими
и
смазочными
материалами
ПК
3.2.
Проводить
технический осмотр и
ремонт
оборудования
заправочных станций
ПК
3.3.
Вести
и
оформлять
учетноотчетную
и
планирующую
документацию.
10
выполнения работ по техническому
обслуживанию;
правила
обращения
с
эксплуатационными материалами;
требования, предъявляемые к режиму
труда и отдыха, правила и нормы охраны
труда и техники безопасности;
основы
безопасного
управления
транспортными средствами;
порядок оформления путевой и товарнотранспортной документации;
порядок действий водителя в нештатных
ситуациях;
комплектацию аптечки, назначение и
правила применения входящих в ее
состав средств;
приемы и последовательность действий
по
оказанию
первой
помощи
пострадавшим
при
дорожнотранспортных происшествиях;
правила
применения
средств
пожаротушения
иметь практический опыт:
технического обслуживания и ремонта
измерительной аппаратуры и приборов,
оборудования заправочной станции;
заправки
транспортных
средств
горючими и смазочными материалами;
перекачки топлива в резервуары;
отпуска
горючих
и
смазочных
материалов;
оформления
учетно-отчетной
документации и работы на кассовом
аппарате
уметь:
проводить
текущий
ремонт
обслуживаемого оборудования;
производить пуск и остановку топливнораздаточных колонок;
производить ручную заправку горючими
и
смазочными
материалами
транспортных и самоходных средств;
производить заправку газобаллонного
оборудования транспортных средств;
производить
заправку
летательных
аппаратов, судов и всевозможных
установок;
осуществлять
транспортировку
и
хранение баллонов и сосудов со
сжиженным газом;
учитывать расход эксплуатационных
материалов;
проверять
и
применять
средства
пожаротушения;
вводить
данные
в
персональную
электронно-вычислительную машину
знать:
устройство
и
конструктивные
особенности
обслуживаемого
заправочного оборудования, контрольноизмерительных приборов и правила их
безопасной эксплуатации;
правила безопасности при эксплуатации
заправочных станций сжиженного газа;
правила
эксплуатации
резервуаров,
технологических
трубопроводов,
топливораздаточного оборудования и
электронно-автоматической
системы
управления;
конструкцию и правила эксплуатации
автоматизированной системы отпуска
нефтепродуктов;
правила проверки на точность и наладки
узлов системы;
последовательность ведения процесса
заправки транспортных средств
порядок
отпуска
и
оплаты
нефтепродуктов
по
платежным
документам
В составных частях ППКРС: рабочих программах всех учебных дисциплин
(модулей), входящих в учебный план техникума по профессии Автомеханик, программах
учебной и производственных
практик,
программе государственной итоговой
аттестации выпускников сформулированы конечные результаты обучения в органичной
увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями по
ППКРС.
5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
СТРУКТУРУ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Учебный план
Учебный план приведен в Приложении.
При формировании учебного плана по профессии 23.01.03 Автомеханик
учитывались следующие нормы (ФГОС):
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
Объем
программы
часах
Общепрофессиональный цикл
не менее 232
11
образовательной
в академических
Профессиональный цикл
не менее 552
Физическая культура
80
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
216 (в т.ч. 36ч ср)
Учебная практика обучающихся на базе основного
общего образования
Производственная практика обучающихся
основного общего образования
на базе
Промежуточная аттестация обучающихся
основного общего образования
на
Государственная итоговая аттестация
базе
1404
2н
2н
Обязательная часть ППКРС составляет около 80 процентов от общего
объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20
процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки,
определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных
компетенций,
умений
и
знаний,
необходимых
для
обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального
рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины,
междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части
определены техникумом по согласованию с ПЦК.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных
дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных
модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими
присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один
или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися
профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная
практика.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся,
которая осуществляется в соответствии с разработанными фондами оценочных
средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным
дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения. Промежуточная
аттестация в исключительных случаях может осуществляться с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС содержит
дисциплину "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину
"Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период
теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68
часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема
времени, отведенного на указанную дисциплину.
Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой
вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие
практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов
работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации
ППКРС предусмотрены следующие виды практик: учебная и производственная.
12
Учебная практика и производственная практика проводятся в техникуме при
освоении
обучающимися
профессиональных
компетенций
в
рамках
профессиональных модулей и реализуются рассредоточено, чередуясь с
теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определены по каждому
виду практики.
Производственная практика проводиться в организациях, направление
деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
В исключительных случаях практики могут быть реализованы с
применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Объем времени (216ч (в т.ч. 36ч ср)), отведенный на вариативную часть
учебных циклов образовательной программы использован на увеличение объема
времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, а также на
введение новых дисциплин и модулей:
Предложенный
вариант
(название
профессионального
модуля,
учебной
дисциплины, раздела, темы)
ОП.04
Безопасность жизнедеятельности (в
т.ч. 35 ч освоение основ военной службы)
ОП.05
Информационные
технологии
в
профессиональной деятельности / Адаптивные
информационные
и
коммуникационные
технологии
ОП.06
Экологические
основы
природопользования
МДК.01.02
Устройство,
техническое
обслуживание и ремонт автомобилей
Кол-во
часов
Использование
вариативной части
76
36
56
56
58
58
334
66
часов
216 (в т.ч. 36ч ср)
5.2. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
Оценка качества освоения образовательной программы включает текущий
контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации
обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю доводятся до сведения
обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания,
практический опыт и освоенные компетенции.
Промежуточная аттестация в исключительных случаях может осуществляться с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются техникумом самостоятельно, а для промежуточной аттестации по
профессиональным модулям - разрабатываются и утверждаются после предварительного
положительного заключения работодателей.
13
ГИА
проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы
(выпускной практической квалификационной и письменной экзаменационной работ).
ГИА осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 23.01.03
Автомеханик и Порядком проведения ГИА по образовательным программам СПО.
ГИА в исключительных случаях может осуществляться с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Программа ГИА (Приложение) разрабатывается ежегодно предметно-цикловой
комиссией и утверждается директором техникума после предварительного согласования с
работодателями и обсуждения на заседании Педагогического совета.
Программа ГИА определяет:
- вид ГИА;
- объем времени на подготовку и проведение ГИА;
- сроки проведения ГИА;
- тематику и объем ВКР;
- необходимые материалы для выполнения ВКР;
- условия подготовки и процедуру проведения ГИА;
- критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника.
Задания ВКР разрабатываются на основе типовых заданий, приведенных в
примерной программе, с целью обеспечения единых требований к ГИА, основываются на
международных практиках оценки успешности освоения программ профессионального
образования по конкретной профессии (специальности) и проходят экспертную оценку на
ПЦК.
Программа ГИА доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть
месяцев до начала ГИА.
5.3. Условия реализации образовательной программы
Условия реализации образовательной программы соответствуют назначению
программы, характеристике профессиональной деятельности, к которой готовятся
выпускники, установленным требованиям к результатам освоения программы.
5.3.1. Кадровое обеспечение образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и
педагогическими работниками ЕТХМ, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: 23
техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом; заправка
транспортных средств горючими и смазочными материалами (имеющих стаж работы в
данной профессиональной области не менее 3 лет) (Приложение).
Квалификация педагогических работников ЕТХМ отвечает квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах (при наличии).
Педагогические работники получают дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности: 23 техническое обслуживание, ремонт и управление
автомобильным транспортом; заправка транспортных средств горючими и смазочными
материалами не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
14
опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности: 23 техническое обслуживание,
ремонт и управление автомобильным транспортом; заправка транспортных средств
горючими и смазочными материалами в общем числе педагогических работников,
реализующих образовательную программу составляет не менее 25 %.
5.4.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ЕТХМ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение
всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом
(Приложение).
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий и других помещений:
№ Кабинета
103
109
114
120
202
212
213
222
Наименование кабинета
Кабинет:
Истории и обществознания
Кабинет:
− Химии
− Микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Лаборатория:
Микробиологии, санитарии и гигиены
Мастерская:
слесарно-механическая
Мастерская:
По ремонту и обслуживанию автомобилей:
- окрасочный участок
- кузовной участок
121
Лаборатория:
Технического обслуживания и ремонта автомобилей
Технического оборудования заправочных станций и технологии отпуска
горюче-смазочных материалов
Электрооборудования автомобилей, диагностики электрических и
электронных систем автомобиля
Ремонта двигателей, трансмиссий, ходовой части и механизмов
управления
Мастерская:
по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами):
- мойки и приемки автомобилей, - слесарно-механическим, диагностическим, - кузовным, - окрасочным, - агрегатным
Тренажерные комплексы по вождению автомобиля
Кабинет:
Физики, астрономии
Актовый зал
Спортивный комплекс
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Кабинет:
Правил безопасности дорожного движения
15
224
226
227
231
301
305
306
309
310
401
406
409
Библиотека, читальный зал
Кабинет:
Устройства автомобилей
Лаборатория:
Материаловедения, технических измерений
Лаборатория:
− Электротехники и электроники
− Технического обслуживания электрооборудования
− Контрольно-измерительных приборов
Мастерская:
Электромонтажная
Кабинет:
− Материаловедения
− Электротехники
Кабинет:
Информатики и информационных технологий в профессиональной
деятельности
Кабинет:
Математика
Кабинет:
Русского языка и литературы
Кабинет:
− Гуманитарных и социально - экономических дисциплин
− Экономики организации
− Экономики отрасли
− Статистики
− Бухгалтерского учета, налогообложения и аудита
− Менеджмента
− Теории бухгалтерского учета
− Анализа финансово-хозяйственной деятельности
− Документационного обеспечения управления
Кабинет:
Иностранного языка
Кабинет:
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Стрелковый тир
Кабинет:
− Медико-биологических дисциплин
− Экологических основ природопользования
Кабинет:
− Технического черчения
− Технической графики
− Инженерной графики
Лаборатория:
− Технической механики
− Материаловедения
Помещения для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля
и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы,
16
мастерские и лаборатории, оснащены оборудованием, техническими средствами обучения
и материалами, учитывающими требования международных стандартов. Помещения для
самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечен рабочим
местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
5.3.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и электронными
изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому
профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание
или электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося
(Приложение). Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими
за последние 5 лет.
В качестве основной литературы используются учебники, учебные пособия,
предусмотренные ОПОП.
В условиях электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа
не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной
библиотеке).
17
6. Рабочая программа профессионального воспитания
1. Паспорт программы
Полное
наименование
программы
Разработчики
Программа профессионального воспитания и социализации обучающихся
ГАПОУ СО «ЕТХМ» по профессии 23.01.03 «Автомеханик»
Рабочая группа Галушина В.В.
Широченко Д.Д.
−
Конституция РФ;
Основания
для
−
ФГОС СПО;
разработки
−
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об Образовании в Российской
программы
Федерации»;
−
Концепция модернизации российского образования.
Создание условия для становления, воспитания, социализации, развития
Цель программы
профессионально компетентной личности готовой к трудовой
деятельности, духовно развитой с позитивным отношением к жизни и
активной гражданской позицией.
Задачи
• формирование сознательного отношения к выбранной
программы
профессии (специальности), профессиональному долгу,
понимаемому как личная ответственность и обязанность;
• формирование осознанной профессиональной мотивации;
• воспитание гордости и любви к профессии автомеханик,
понимания общественной миссии своей профессии;
• воспитание чувства ответственности за уровень своих
профессиональных знаний и качество труда, осмысленного
отношения к последствиям своей профессиональной
деятельности;
• формирование творческого подхода к труду, к
самосовершенствованию в избранной профессии;
• формирование дополнительных условий для психологической и
практической готовности студентов к осуществлению трудовой
деятельности по выбранной профессии и адаптации молодого
специалиста в профессиональной среде;
• приобщение студентов к традициям и ценностям
профессионального сообщества, формирование
профессиональной культуры, этики профессионального
общения;
• формирование личностных качеств, необходимых для
эффективной профессиональной деятельности,
конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся
условиях;
• воспитание у студентов бережливости, формирование
уважительного отношения к материальным ценностям.
Сроки реализации 2020г. – 2024г.
Ожидаемые
Сформировать такие качества личности, как:
результаты
трудолюбие
реализации
целеустремленность
Программы
экономическая рациональность
высокая нравственность и профессиональная этика
способность принимать ответственные решения
умение работать в коллективе
развить творческие способности необходимые специалисту
систему глубоких знаний в соответствии с ФГОС по профессии и
18
специальности;
высокий уровень интеллектуального профессионального развития
личности
осознанное отношение к своим профессиональным достижениям
индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение
учебно-производственных заданий
активный интерес к избранной профессии
организаторские и управленческие умения и навыки работы в
учебном и трудовом коллективах.
Пояснительная записка.
Актуальной задачей системы профессионального образования в настоящее время
является повышение качества подготовки специалистов. В условиях модернизации
профессионального
образования,
реализации
Федеральных
государственных
образовательных стандартов значительно повышаются требования к выпускникам
образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для
предприятий связанных с ремонтом и обслуживанием автомобилей.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника
техникума важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность
которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и
связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью (профессией)
и уровнем квалификации.
Целью профессионального воспитания является подготовка конкурентоспособного
специалиста, обладающего развитой профессиональной компетентностью.
Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств
личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в
определенных областях.
Профессиональная компетентность рассматривается как готовность и способность
целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически
организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать
результаты своей деятельности.
Профессиональная компетентность является результатом профессионального
образования. В связи с этим актуальное значение приобретает создание условий для
формирования профессиональной компетентности студентов в процессе внеучебной
воспитательной деятельности.
Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии 23.01.03
«Автомеханик», должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
проявление к ней устойчивого интереса
Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем
Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка
и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей
работы
Осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
профессиональной деятельности
Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами
Исполнение воинской обязанности, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)
19
Направления программы профессионального воспитания и социализации
обучающихся в ГАПОУ СО «ЕТХМ»
ОК.02
ОК.06
ОК.07
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.05
ОК.03
ОК.06
Студенческое
самоуправлен
ие
Культурн
отворческ
ое
Гражданскопатриотическ
ое
Профессиональ
ноориентирующее
Экологическ
ое
Спортивное и
здоровьесберегаю
щее
Профессиональные (специальные) компетенции формируются через изучение
предметов, ПМ (МДК), различные виды практик, экскурсии в организации, предметные
недели, олимпиады и внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым
дисциплинам. Учебная деятельность, включающая обучение дисциплинам и
профессиональным модулям учебного плана профессии (специальности) влияет также на
профессиональную мотивацию студентов.
Механизм реализации программы
Реализация данной программы включает взаимодействие студентов и
администрации
техникума,
другими
профессиональными
образовательными
учреждениями, руководителями предприятий автосервисов и другими участниками
образовательного процесса.
Организационное сопровождение программы осуществляет комиссия в составе
участников образовательного процесса по активизации трудовой и профессиональной
деятельности, который осуществляет следующие функции:
- Разрабатывает целевые Программы, направленные на формирование у студентов
сознательного отношения к труду, с указанием конкретной работы, затрат и источников
финансирования;
- Привлекает (по мере надобности) общественные и трудовые сторонние
организации к реализации программы;
- Оказывает содействие обогащению и обновлению форм трудовой и
профессиональной деятельности техникума;
- Осуществляет информационное обеспечение по активизации трудовой мотивации
и конкретных мероприятий, намеченных в программе.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по
срокам и направлениям конкретные мероприятия, ведущие к достижению намеченных
результатов.
Управление Программой, контроль и координацию деятельности по реализации
Программы осуществляет заместитель директора по ВР.
По каждому пункту Программы в конце семестра делаются конкретные отметки о
ходе выполнения:
- выполнено – да, нет;
- если не выполнено, то почему;
- когда будет выполнено.
20
Профессионально-ориентирующее направление профессионального воспитания
Цель:
Подготовка высококвалифицированного и конкурентоспособного
специалиста, обладающего качествами гражданственности, самостоятельности,
творчества.
Задачи:
•
Развитие мотивации к профессии, уверенности в значимости в получении
диплома с повышенным разрядом;
•
Совершенствование условий для развития потребностей к самопознанию,
саморазвитию на основе нравственных ценностей и жизненных ориентиров;
•
Воспитание Человека и Гражданина и приобщение к духовным ценностям.
№ п\п
1
2
3
4
5
6
10
11
12
13
15
Мероприятия
Традиционный праздник «Посвящение в
первокурсники»
Сроки исполнения
Сентябрь
Экскурсия в районную библиотеку «Твоя
профессия-твое будущее»
До 15.10.2020
Встреча с работодателями, выпускниками
техникума, имеющими позитивный опыт
социальной и профессиональной адаптации.
Октябрь
Таблица№5
Ответственные
Классный
руководитель,
педагогорганизатор
Классный
руководитель,
библиотекарь
Классный
руководитель,
мастер п/о
Работа со студентами первого курса по адаптации к
профессиональной системе обучения, усвоению ими
традиций техникума и правил поведения (Классные
часы «История нашего техникума», «Наши
ветераны», инструктажи)
Экскурсии в автосервисы;
Весь год
Классный
руководитель
В течение года
подготовка и участие «студентов к чемпионатам
«WorldSkills» и «Абилимпикс»,
-Участие в научно-практической конференции.
Ноябрь
- Подготовка студентов к участию в выставке
научно-технического творчества детей и молодежи
Участие в проведении Дня открытых дверей в
рамках профориентационной акции «Выбор»;
Привлечение студентов к профориентационной
работе
Встреча с сотрудниками Центра занятости населения
Октябрь - ноябрь
Классный
руководитель,
мастер п/о
Преподаватель
, мастер п/о
Преподаватель
, мастер п/о
Преподаватель
, мастер п/о
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
май
Февраль, март,
апрель
Октябрь, март
апрель
Бизнес – ориентирующее направление профессионального воспитания
Цель: подготовка условий создания системы бизнес-ориентирующего воспитания.
Задачи:
-внедрение различных форм проектной, научно-исследовательской деятельности;
-организация конкурсов профессионального мастерства, конкурсов бизнеспроектов, мастер-классов;
-усиление предпринимательской подготовки молодых специалистов посредством
таких инновационных структур, как бизнес-инкубаторы, бизнес-центры;
21
-создание базы эффективных и детально проработанных бизнес-проектов (в том
числе кооперативных) для последующего тиражирования;
-развитие системы наставничества и сотрудничества: организация встреч с
работодателями, бизнес-партнерами.
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Мероприятия
Организация и проведение семинаров, тренингов,
бизнес-встреч направленных на формирование
предпринимательского мышления
Организация и проведение мастер-классов по
бизнес-проектированию
Сроки исполнения
Март, апрель
Ответственные
Преподаватель
декабрь
Организация и проведение круглых столов по
направлениям «Как создать свой бизнес», «Я
начинающий бизнесмен».
Проведение конкурсов бизнес-проектов
обучающихся.
Презентация и реализация студенческих бизнеспроектов.
Участие в Днях финансовой грамотности
май
Октябрь, ноябрь
Преподаватель,
педагогорганизатор
Преподаватель,
педагогорганизатор
Преподаватель
январь
Преподаватель
В течение периода
преподаватель
Критерии результативности
Программы профессионального воспитания
Критерием успешности Программы профессионального воспитания в техникуме
является воспитанность подрастающего поколения, которое проявляется в степени
ориентированности обучающихся в правилах, нормах, идеалах, ценностях общества и в
мере руководства этими правилами в поступках и действиях.
Количественные критерии успешности реализации воспитательной работы:
Снижение процента нетрудоустроенных выпускников.
Отсутствие выпускников стоящих на учете в службе занятости.
Отсутствие
рекламаций, поступающих от работодателей.
Снижение (отсутствие) количества правонарушений, совершаемых учащимися и
выпускниками.
Повышение показателей успеваемости учащихся вследствие роста их трудовой
мотивации и социальной компетентности.
Повышение количества учащихся, принимающих участие в конкурсах
профессионального мастерства, в том числе WorldSkillsRussia.
Повышение индивидуальной результативности (занятого места) учащихся,
принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства.
Повышение количества проектов, в разработке и реализации которых участвуют
учащиеся. Повышение количества участников таких проектов.
Качественные критерии успешности реализации воспитательной работы:
уровень воспитанности;
соответствие выпускников техникума требованиям социальных партнеров.
Для определения среднего балла общего уровня воспитанности обучающихся
используются результаты входного и выходного анкетирования, будет использован
уровневый анализ - выявление уровня воспитанности личности по таким направлениям
как гражданственность и патриотизм, толерантность, духовность и нравственность
личности, а также здоровый образ жизни.
22
Методы сбора информации: анкетирование всех участников воспитательного
процесса и работодателей, анализ результатов воспитательной деятельности,
микроисследования, тестирования, наблюдения, беседы с субъектами воспитательного
процесса. На основании выводов и рекомендаций разрабатывается проект следующей
Программы.
Заключение
Воспитание личности будущего специалиста, профессионала своего дела является
наряду с обучением важнейшей функцией системы профессионального образования
Российской Федерации.
Комплексная программа профессионального воспитания предназначена для
дальнейшего совершенствования и развития воспитательного процесса в условиях
реализации ФГОС в системе среднего профессионального образования. Она является
основой для деятельности администрации и педагогического коллектива техникума.
23