ОПОП 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) 2020-2023гг

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение
Свердловской области «Екатеринбургский техникум химического машиностроения»
(ГАПОУ СО «ЕТХМ»)

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Общие положения
1.1. Общая характеристика
1.2. Нормативные основания разработки образовательной программы
1.3. Требования к поступающим на программу

2.

Общая характеристика образовательной программы среднего
профессионального образования
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции

3.
4.

5.

6.
7.

Методическая документация, определяющая структуру и организацию
образовательного процесса
5.1. Учебный план
5.2. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
5.3. Условия реализации образовательной программы
5.3.1.Кадровое обеспечение образовательной программы
5.3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
5.3.3.Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рабочая программа профессионального воспитания
Приложения

4
4
4
5
6
6
6
6
7
8
8
9
10
10
11
12
13

3

1. Общие положения
1.1. Общая характеристика
Содержание среднего профессионального образования по профессии 13.01.10
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
определяется программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –
образовательная программа).
Концептуальная база, лежащая в основе разработки образовательной программы:
− Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 802 с изменениями и дополнениями от: 22
августа 2014 г., 17 марта 2015 г. зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.
регистрационный № 29611);
− Основная
профессиональная образовательная программа по профессии
начального профессионального образования 13.01.10 Электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования (по отраслям) рассмотрена на заседании рабочей
группы
Ресурсного
центра
развития
профессионального
образования
электроэнергетического и радиотехнического профиля по проектированию примерных
образовательных программ (протокол № 6 от 10.02.2011 года);
− Профессиональный стандарт слесарь-электрик (регистрационный номер 185
утвержден приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
«17» сентября 2014 г. №646н);
− требования, предъявляемые к участникам чемпионатов WorldSkills Russia (WS)/
WorldSkills International (WSI) по компетенции «Электромонтаж»;
− региональные требования.
Образовательный и профессиональный стандарты характеризуют квалификацию,
необходимую выпускнику для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности, трудовой функции и используются в качестве основы для создания учебнометодического комплекса, при составлении программ профессиональных модулей и
общепрофессиональных дисциплин, учебно-методических материалов, а также при
выборе форм и методов обучения.
Результат освоения образовательной программы и сформированности компетенций
подтверждается в рамках государственной итоговой аттестации, проводимой в форме
защиты
выпускной
квалификационной
работы
(выпускной
практической
квалификационной работы и письменной экзаменационной работы).
1.2. Нормативные основания разработки образовательной программы:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
− Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 802 с изменениями и дополнениями от: 22
августа 2014 г., 17 марта 2015 г. зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.
регистрационный № 29611);
4

− Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г.,
регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной
деятельности);
− Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
ноября 2017 г. № 1138 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 16 августа 2013 г. № 968»;
− Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный №
28785);
− Профессиональный стандарт слесарь-электрик (регистрационный номер 185
утвержден приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
«17» сентября 2014 г. №646н).
1.3. Требования к поступающим на программу
Прием на обучение осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее
образование.
Поступающие обязаны пройти предварительный медицинский осмотр
(постановление Правительства РФ № 697 от 14 августа 2013 г.) и представить справку.
Требуется владение русским языком, так как обучение в техникуме ведется на
государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Документы, предъявляемые поступающим при подаче заявления:
− гражданами Российской Федерации: оригинал или ксерокопия документов,
удостоверяющих личность и гражданство; оригинал или ксерокопию документа об
образовании и (или) квалификации; 4 фотографии;
- иностранными гражданами, лицами без гражданства, в т.ч. соотечественниками,
проживающими за рубежом: копию документа, удостоверяющего личность
поступающего, либо документ, удостоверяющих личность иностранного гражданина в
Российской Федерации, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля
2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации»; оригинал документа иностранного государства об образовании и (или) о
квалификации (или его заверенную в установленном порядке копию), если
удостоверяемое указанным документом образование признается в Российской Федерации
на уровне соответствующего образования в соответствии со статьей 107 Федерального
закона; заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа
иностранного государства об образовании и (или) 7 квалификации и приложения к нему;
копии документов или иных доказательств, подтверждающих принадлежность
соотечественника, проживающего за рубежом, к группам, предусмотренным статьей 17
Федерального закона от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников за рубежом; 4 фотографии.
5

2. Общая характеристика образовательной программы среднего профессионального
образования
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по профессии 13.01.10
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) срок
освоения ППКРС зависит от образовательной базы обучающихся и формы их обучения.
Освоение обучающимися ППКРС по профессии при очной форме обучения
осуществляется в следующие сроки:

Образовательная база приема
на базе среднего общего
образования
на базе основного общего
образования

Наименование
квалификации базовой
подготовки

Нормативный срок освоения
ППССЗ СПО базовой
подготовки при очной форме
получения образования

Электромонтер по
ремонту и
обслуживанию
электрооборудования

10 месяцев
2 года 10 месяцев

3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускника: проведение технического
обслуживания и ремонта электрооборудования промышленных предприятий под
руководством лиц технического надзора
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
материалы и комплектующие изделия;
электрические машины и электроаппараты;
электрооборудование;
технологическое оборудование;
электроизмерительные приборы;
техническая документация;
инструменты, приспособления.
Виды профессиональной деятельности выпускника
Код
ВПД 1
ВПД 2
ВПД 3

Наименование
Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования,
агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных
организаций
Проверка и наладка электрооборудования.
Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Характеристика компетенций согласно ФГОС

4.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен
компетенциями, включающими в себя способность:

обладать

общими
6

Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7

Наименование
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

4.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Код
ВПД 1
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ВПД 2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ВПД 3
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3

Наименование
Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования,
агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных
организаций
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов
различной сложности в процессе сборки.
Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при
проверке его в процессе ремонта.
Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
Проверка и наладка электрооборудования.
Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и
включать его в работу.
Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением
инженерно-технического персонала.
Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и
инструменты.
Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.
Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.
Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно
технологическим картам.
Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае
обнаружения его неисправностей.

В составных частях ППКРС: рабочих программах всех учебных дисциплин
(модулей), входящих в учебный план техникума по профессии Электромонтер по ремонту
и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), программах учебной и
производственных практик, программе государственной итоговой аттестации
выпускников сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с
осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями по ППКРС.
7

5. Методическая документация, определяющая структуру и организацию
образовательного процесса
5.1. Учебный план
Учебный план приведен в Приложении.
При формировании учебного плана по профессии 13.01.10 Электромонтер по
ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) учитывались следующие
нормы (ФГОС):

ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
Обязательная часть ППКРС составляет около 80 процентов от общего
объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20
процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки,
определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных
компетенций,
умений
и
знаний,
необходимых
для
обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального
рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины,
междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части
определены техникумом по согласованию с ПЦК.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных
дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных
модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими
присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один
или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися
профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная
практика.
Промежуточная
аттестация
в
исключительных
случаях
может
осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС содержит
дисциплину "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину
"Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период
теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68
часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема
времени, отведенного на указанную дисциплину.
Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой
вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие
практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов
8

работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации
ППКРС предусмотрены следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся в техникуме при
освоении
обучающимися
профессиональных
компетенций
в
рамках
профессиональных модулей и реализуются рассредоточено, чередуясь с
теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определены по каждому
виду практики.
Производственная практика проводиться в организациях, направление
деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
В исключительных случаях практики могут быть реализованы с
применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Объем времени (216ч), отведенный на вариативную часть учебных циклов
образовательной программы использован на увеличение объема времени,
отведенного на дисциплины и модули обязательной части, а также на введение
новых дисциплин и модулей:
Предложенный вариант (название профессионального Кол-во
модуля, учебной дисциплины, раздела, темы)
часов
ОП.06 Безопасность жизнедеятельности (в т.ч. 35 ч
освоение основ военной службы)
ОП.07 Информационные технологии в профессиональной
деятельности / Адаптивные информационные и
коммуникационные технологии
ОП.08 Экологические основы природопользования
ОП.09 Современные технологии электромонтажных работ

Использование часов
вариативной части

84

36

52

52

56
72

56
72

216

5.2. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
Оценка качества освоения образовательной программы включает текущий
контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации
обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю доводятся до сведения
обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания,
практический опыт и освоенные компетенции.
Промежуточная аттестация в исключительных случаях может осуществляться с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются техникумом самостоятельно, а для промежуточной аттестации по
профессиональным модулям - разрабатываются и утверждаются после предварительного
положительного заключения работодателей.
ГИА
проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы
(выпускной практической квалификационной и письменной экзаменационной работ).
ГИА осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 13.01.10
9

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) и
Порядком проведения ГИА по образовательным программам СПО.
ГИА в исключительных случаях может осуществляться с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Программа ГИА (Приложение) разрабатывается ежегодно предметно-цикловой
комиссией и утверждается директором техникума после предварительного согласования с
работодателями и обсуждения на заседании Педагогического совета.
Программа ГИА определяет:
- вид ГИА;
- объем времени на подготовку и проведение ГИА;
- сроки проведения ГИА;
- тематику и объем ВКР;
- необходимые материалы для выполнения ВКР;
- условия подготовки и процедуру проведения ГИА;
- критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника.
Задания ВКР разрабатываются на основе типовых заданий, приведенных в
примерной программе, с целью обеспечения единых требований к ГИА, основываются на
международных практиках оценки успешности освоения программ профессионального
образования по конкретной профессии (специальности) и проходят экспертную оценку на
ПЦК.
Программа ГИА доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть
месяцев до начала ГИА.
5.3. Условия реализации образовательной программы
Условия реализации образовательной программы соответствуют назначению
программы, характеристике профессиональной деятельности, к которой готовятся
выпускники, установленным требованиям к результатам освоения программы.
5.3.1. Кадровое обеспечение образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и
педагогическими работниками ЕТХМ, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности:
проведение технического обслуживания и ремонта электрооборудования промышленных
предприятий под руководством лиц технического надзора (имеющих стаж работы в
данной профессиональной области не менее 3 лет) (Приложение).
Квалификация педагогических работников ЕТХМ отвечает квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах (при наличии).
Педагогические работники получают дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности: проведение технического обслуживания и ремонта
электрооборудования промышленных предприятий под руководством лиц технического
надзора не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности: проведение технического
10

обслуживания и ремонта электрооборудования промышленных предприятий под
руководством лиц технического надзора в общем числе педагогических работников,
реализующих образовательную программу составляет не менее 25 %.
5.3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ЕТХМ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение
всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом
(Приложение).
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий и других помещений:
№ Кабинета
103
109

114
202
212
213
222
224
227

231
301
305
306
309

Наименование кабинета
Кабинет:
Истории и обществознания
Кабинет:
− Химии
− Микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Лаборатория:
Микробиологии, санитарии и гигиены
Мастерская:
слесарно-механическая
Кабинет:
Физики, астрономии
Актовый зал
Спортивный комплекс
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Кабинет:
Правил безопасности дорожного движения
Библиотека, читальный зал
Лаборатория:
− Электротехники и электроники
− Технического обслуживания электрооборудования
− Контрольно-измерительных приборов
Мастерская:
Электромонтажная
Кабинет:
− Материаловедения
− Электротехники
Кабинет:
Информатики и информационных технологий в профессиональной
деятельности
Кабинет:
Математика
Кабинет:
Русского языка и литературы
Кабинет:
− Гуманитарных и социально - экономических дисциплин
− Экономики организации
11

310
401
406
409

− Экономики отрасли
− Статистики
− Бухгалтерского учета, налогообложения и аудита
− Менеджмента
− Теории бухгалтерского учета
− Анализа финансово-хозяйственной деятельности
− Документационного обеспечения управления
Кабинет:
Иностранного языка
Кабинет:
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Стрелковый тир
Кабинет:
− Медико-биологических дисциплин
− Экологических основ природопользования
Кабинет:
− Технического черчения
− Технической графики
− Инженерной графики
Лаборатория:
− Технической механики
− Материаловедения

Помещения для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля
и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы,
мастерские и лаборатории, оснащены оборудованием, техническими средствами обучения
и материалами, учитывающими требования международных стандартов. Помещения для
самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечен рабочим
местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
5.3.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и электронными
изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому
профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание
или электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося
(Приложение). Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими
за последние 5 лет.
В качестве основной литературы используются учебники, учебные пособия,
предусмотренные ОПОП.
В условиях электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа
не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной
библиотеке).

12

6. Рабочая программа профессионального воспитания
1.

Программа профессионального воспитания и социализации обучающихся
ГАПОУ СО «ЕТХМ» по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
Рабочая группа Галушина В.В.

Полное
наименование
программы
Разработчики
Основания
разработки
программы

Паспорт программы

для

Цель программы

Задачи
программы

Сроки реализации
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

Конституция РФ;
ФГОС СПО;
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об Образовании в Российской
Федерации»;
−
Концепция модернизации российского образования.
Создание условия для становления, воспитания, социализации, развития
профессионально компетентной личности готовой к трудовой деятельности,
духовно развитой с позитивным отношением к жизни и активной гражданской
позицией.
• формирование сознательного отношения к выбранной профессии
(специальности), профессиональному долгу, понимаемому как личная
ответственность и обязанность;
• формирование осознанной профессиональной мотивации;
• воспитание гордости и любви к профессии автомеханик, понимания
общественной миссии своей профессии;
• воспитание чувства ответственности за уровень своих
профессиональных знаний и качество труда, осмысленного отношения
к последствиям своей профессиональной деятельности;
• формирование творческого подхода к труду, к
самосовершенствованию в избранной профессии;
• формирование дополнительных условий для психологической и
практической готовности студентов к осуществлению трудовой
деятельности по выбранной профессии и адаптации молодого
специалиста в профессиональной среде;
• приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального
сообщества, формирование профессиональной культуры, этики
профессионального общения;
• формирование личностных качеств, необходимых для эффективной
профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих
специалистов в изменяющихся условиях;
• воспитание у студентов бережливости, формирование уважительного
отношения к материальным ценностям.
2020г. – 2024г.
Сформировать такие качества личности, как:
 трудолюбие
 целеустремленность
 экономическая рациональность
 высокая нравственность и профессиональная этика
 способность принимать ответственные решения
 умение работать в коллективе
 развить творческие способности необходимые специалисту
 систему глубоких знаний в соответствии с ФГОС по профессии и
специальности;
 высокий уровень интеллектуального профессионального развития
личности
 осознанное отношение к своим профессиональным достижениям
 индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно−
−
−

13

производственных заданий
 активный интерес к избранной профессии
 организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и
трудовом коллективах.

Пояснительная записка.
Актуальной задачей системы профессионального образования в настоящее время является
повышение качества подготовки специалистов. В условиях модернизации профессионального
образования, реализации Федеральных государственных образовательных стандартов значительно
повышаются требования к выпускникам образовательных организаций, осуществляющих
подготовку специалистов для промышленных предприятий.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника техникума
важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в
приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанным с нею социальным
функциям в соответствии со специальностью (профессией) и уровнем квалификации.
Целью профессионального воспитания является подготовка конкурентоспособного
специалиста, обладающего развитой профессиональной компетентностью.
Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности,
результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях.
Профессиональная компетентность рассматривается как готовность и способность
целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и
самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности.
Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования. В
связи с этим актуальное значение приобретает создание условий для формирования
профессиональной компетентности студентов в процессе внеучебной воспитательной
деятельности.
Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии 13.01.10 «Электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)», должен обладать следующими
общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
проявление к ней устойчивого интереса
Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем
Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка
и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей
работы
Осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
профессиональной деятельности
Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами
Исполнение воинской обязанности, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)

Направления программы профессионального воспитания и социализации обучающихся в
ГАПОУ СО «ЕТХМ»

ОК.02

ОК.06

ОК.07

ОК.01
ОК.02
ОК.03

ОК.03

ОК.06
14

ОК.04
ОК.05

Студенческое Культурн Гражданскосамоуправлен
опатриотическ
ие
творческо
ое
е

Профессиональ
ноориентирующее

Экологическ
ое

Спортивное и
здоровьесберегаю
щее

Профессиональные (специальные) компетенции формируются через изучение предметов, ПМ
(МДК), различные виды практик, экскурсии в организации, предметные недели, олимпиады и
внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам. Учебная
деятельность, включающая обучение дисциплинам и профессиональным модулям учебного плана
профессии (специальности) влияет также на профессиональную мотивацию студентов.
Механизм реализации программы
Реализация данной программы включает взаимодействие студентов и администрации техникума,
другими профессиональными образовательными учреждениями, руководителями предприятий
автосервисов и другими участниками образовательного процесса.
Организационное сопровождение программы осуществляет комиссия в составе участников
образовательного процесса по активизации трудовой и профессиональной деятельности, который
осуществляет следующие функции:
- Разрабатывает целевые Программы, направленные на формирование у студентов сознательного
отношения к труду, с указанием конкретной работы, затрат и источников финансирования;
- Привлекает (по мере надобности) общественные и трудовые сторонние организации к
реализации программы;
- Оказывает содействие обогащению и обновлению форм трудовой и профессиональной
деятельности техникума;
- Осуществляет информационное обеспечение по активизации трудовой мотивации и конкретных
мероприятий, намеченных в программе.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и
направлениям конкретные мероприятия, ведущие к достижению намеченных результатов.
Управление Программой, контроль и координацию деятельности по реализации Программы
осуществляет заместитель директора по ВР.
По каждому пункту Программы в конце семестра делаются конкретные отметки о ходе
выполнения:
- выполнено – да, нет;
- если не выполнено, то почему;
- когда будет выполнено.
Профессионально-ориентирующее направление профессионального воспитания
Цель: Подготовка высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста,
обладающего качествами гражданственности, самостоятельности, творчества.
Задачи:
•
Развитие мотивации к профессии, уверенности в значимости в получении диплома с
повышенным разрядом;
•
Совершенствование условий для развития потребностей к самопознанию,
саморазвитию на основе нравственных ценностей и жизненных ориентиров;
•
Воспитание Человека и Гражданина и приобщение к духовным ценностям.
15

№ п\п

Мероприятия
Традиционный праздник «Посвящение в
первокурсники»

Сроки исполнения
Сентябрь

2

Экскурсия в районную библиотеку «Твоя
профессия-твое будущее»

До 15.10.2020

4

Работа со студентами первого курса по адаптации
к профессиональной системе обучения, усвоению
ими традиций техникума и правил поведения
(Классные часы «История нашего техникума»,
«Наши ветераны», инструктажи)
Экскурсии на предприятия
города;

Весь год

подготовка и участие «студентов к чемпионатам
«WorldSkills» и «Абилимпикс»,
-Участие в научно-практической конференции.

Ноябрь

- Подготовка студентов к участию в выставке
научно-технического творчества детей и молодежи
Участие в проведении Дня открытых дверей в
рамках профориентационной акции «Выбор»;
Привлечение студентов к профориентационной
работе
Встреча с сотрудниками Центра занятости населения

Октябрь - ноябрь

1

5
6
10
11
12
13
15

В течение года

май

Февраль, март,
апрель
Октябрь, март
апрель

Таблица№5
Ответственные
Классный
руководитель,
педагогорганизатор
Классный
руководитель,
библиотекарь
Классный
руководитель

Классный
руководитель,
мастер п/о
Преподаватель
, мастер п/о
Преподаватель
, мастер п/о
Преподаватель
, мастер п/о
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель

Бизнес – ориентирующее направление профессионального воспитания.
Цель: подготовка условий создания системы бизнес-ориентирующего воспитания.
Задачи:
-внедрение различных форм проектной, научно-исследовательской деятельности;
-организация конкурсов профессионального мастерства, конкурсов бизнес-проектов,
мастер-классов;
-усиление предпринимательской подготовки молодых специалистов посредством таких
инновационных структур, как бизнес-инкубаторы, бизнес-центры;
-создание базы эффективных и детально проработанных бизнес-проектов (в том числе
кооперативных) для последующего тиражирования;
-развитие системы наставничества и сотрудничества: организация встреч с работодателями,
бизнес-партнерами.

№
п\п
1.
2.
3.
4.

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Организация и проведение семинаров, тренингов,
бизнес-встреч направленных на формирование
предпринимательского мышления
Организация и проведение мастер-классов по
бизнес-проектированию

Март, апрель

Преподаватель

декабрь

Организация и проведение круглых столов по
направлениям «Как создать свой бизнес», «Я
начинающий бизнесмен».
Проведение конкурсов бизнес-проектов
обучающихся.

май

Преподаватель,
педагогорганизатор
Преподаватель,
педагогорганизатор
Преподаватель

Октябрь, ноябрь

16

5.
6.

Презентация и реализация студенческих бизнеспроектов.
Участие в Днях финансовой грамотности

январь

Преподаватель

В течение периода

преподаватель

Критерии результативности
Программы профессионального воспитания
Критерием успешности Программы профессионального воспитания в техникуме является
воспитанность подрастающего поколения, которое проявляется в степени ориентированности
обучающихся в правилах, нормах, идеалах, ценностях общества и в мере руководства этими
правилами в поступках и действиях.
Количественные критерии успешности реализации воспитательной работы:
 Снижение процента нетрудоустроенных выпускников.
 Отсутствие выпускников стоящих на учете в службе занятости.
Отсутствие рекламаций, поступающих от работодателей.
 Снижение (отсутствие) количества правонарушений, совершаемых учащимися и выпускниками.
 Повышение показателей успеваемости учащихся вследствие роста их трудовой мотивации и
социальной компетентности.
 Повышение количества учащихся, принимающих участие в конкурсах профессионального
мастерства, в том числе WorldSkillsRussia.
 Повышение индивидуальной результативности (занятого места) учащихся, принимающих
участие в конкурсах профессионального мастерства.
 Повышение количества проектов, в разработке и реализации которых участвуют учащиеся.
Повышение количества участников таких проектов.
Качественные критерии успешности реализации воспитательной работы:
 уровень воспитанности;
 соответствие выпускников техникума требованиям социальных партнеров.
Для определения среднего балла общего уровня воспитанности обучающихся используются
результаты входного и выходного анкетирования, будет использован уровневый анализ выявление уровня воспитанности личности по таким направлениям как гражданственность и
патриотизм, толерантность, духовность и нравственность личности, а также здоровый образ жизни
.
Методы сбора информации: анкетирование всех участников воспитательного процесса и
работодателей, анализ результатов воспитательной деятельности, микроисследования,
тестирования, наблюдения, беседы с субъектами воспитательного процесса. На основании
выводов и рекомендаций разрабатывается проект следующей Программы.
Заключение
Воспитание личности будущего специалиста, профессионала своего дела является наряду с
обучением важнейшей функцией системы профессионального образования Российской
Федерации.
Комплексная программа профессионального воспитания предназначена для дальнейшего
совершенствования и развития воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС в системе
среднего профессионального образования. Она является основой для деятельности администрации
и педагогического коллектива техникума.

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(343) 258-95-95