ОПОП 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 2020-2023гг

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение
Свердловской области «Екатеринбургский техникум химического машиностроения»
(ГАПОУ СО «ЕТХМ»)

СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3
3.1.

3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.

Общие положения
Нормативно-правовые основания разработки основной образовательной
программы среднего профессионального образования
Требования к абитуриенту
Характеристика профессиональной деятельности выпускника и
требования к результатам освоения образовательной программы
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Требования к результатам освоения образовательной программы
Условия реализации образовательной программы
Требования к квалификации преподавателей, мастеров производственного
обучения, представителей профильных организаций, обеспечивающих
реализацию образовательного процесса
Требования к материально-техническим условиям
Требованиям к информационным и учебно-методическим условиям
Методическая документация, определяющая содержание и организацию
образовательного процесса
Учебный план
Требования к структуре программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Оценка качества освоения программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Рабочая программа профессионального воспитания
Приложения

4
4
4
5
5
6
7
7

7
9
10
10
10
11
12

3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормативно-правовые основания разработки основной образовательной
программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО)
ОПОП СПО определяет рекомендуемые объем и содержание образования,
планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной
деятельности по реализации образовательной программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки).
Нормативную правовую основу разработки ОПОП СПО составляют:
- федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по профессии
(специальности) среднего профессионального образования (СПО) 15.01.05 Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки (наплавки) (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 29 января 2016 г. № 50, Зарегистрировано в Минюсте РФ 24
февраля 2016 г. Регистрационный № 41197);
− требования, предъявляемые к участникам чемпионатов WorldSkills Russia (WS)/
WorldSkills International (WSI) по компетенции «Сварочное производство»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования (утв. приказом
Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464);
- Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего
профессионального образования (утв. приказом МинобрнаукиРоссии от 23 января 2014 г.
№ 36);
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования утв. приказом
Минобрнауки России от 18.07.2013 № 291);
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования (утв. Приказом Минобрнауки
России от 16.08.2013 №968) (с дополнениями и изменениями);
- Примерная ООП СПО разработана с учетом профессионального стандарта:
«Сварщик» утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2013 № 701н
(Зарегистрированым в Минюсте России 13.02.2014 № 31301).
1.2. Требования к абитуриенту
Прием на обучение осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее
образование.
Поступающие обязаны пройти предварительный медицинский осмотр
(постановление Правительства РФ № 697 от 14 августа 2013 г.) и представить справку.
Требуется владение русским языком, так как обучение в техникуме ведется на
государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Документы, предъявляемые поступающим при подаче заявления:
− гражданами Российской Федерации: оригинал или ксерокопия документов,
удостоверяющих личность и гражданство; оригинал или ксерокопию документа об
образовании и (или) квалификации; 4 фотографии;
- иностранными гражданами, лицами без гражданства, в т.ч. соотечественниками,
проживающими за рубежом: копию документа, удостоверяющего личность
поступающего, либо документ, удостоверяющих личность иностранного гражданина в
Российской Федерации, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля
4

2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации»; оригинал документа иностранного государства об образовании и (или) о
квалификации (или его заверенную в установленном порядке копию), если
удостоверяемое указанным документом образование признается в Российской Федерации
на уровне соответствующего образования в соответствии со статьей 107 Федерального
закона; заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа
иностранного государства об образовании и (или) 7 квалификации и приложения к нему;
копии документов или иных доказательств, подтверждающих принадлежность
соотечественника, проживающего за рубежом, к группам, предусмотренным статьей 17
Федерального закона от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников за рубежом; 4 фотографии.
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
Форма обучения: очная. Возможна реализация содержания учебных
дисциплин/профессиональных модулей/ практик может быть реализована с применением
элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего
образования: 5814 академических часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
основного общего образования: 2 года 10 месяцев.
Структура образовательной программы включает обязательную и вариативную
части
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование
профессиональных и общих компетенций, предусмотренных ФГОС и составляет 80% от
общего времени объема, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (20 %) - направлена на освоение
дополнительных элементов программы, с целью обеспечения соответствия выпускников
требованиям регионального рынка труда и международных стандартов и составляет 324
часа.
2.1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Область
профессиональной
деятельности
выпускника:
изготовление,
реконструкция, монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с
применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) во всех
пространственных положениях сварного шва.
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
 технологические процессы сборки, ручной и частично механизированной
сварки (наплавки) конструкций;
 сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные
приспособления;
 детали, узлы и конструкции из углеродистых и конструкционных сталей и из
цветных металлов и сплавов;
 конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация.

5

2.2. Требования к результатам освоения образовательной программы
Общие компетенции
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6

Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Виды деятельности и профессиональные компетенции
Код
ВД 1
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
ПК 1.6.
ПК 1.7.
ПК 1.8.
ПК 1.9.
ВД 2
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой,
зачистка и контроль сварных швов после сварки.
Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственнотехнологическую документацию по сварке.
Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять
настройку оборудования поста для различных способов сварки.
Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов
сварки.
Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.
Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.
Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева
металла
Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки
Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим
размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической
документации по сварке
Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым
электродом.
Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и
конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного
шва.
Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и
сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.
Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных
деталей.
Выполнять дуговую резку различных деталей.

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к квалификации преподавателей, мастеров производственного
обучения, представителей профильных организаций, обеспечивающих реализацию
образовательного процесса
3.1.1. Требования к образованию педагогических работников, освоению ими
дополнительных профессиональных программ
Реализация ППКРС обеспечена педагогическими кадрами, имеющими среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения обладают знаниями и
умениями, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины (модуля), эти
преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в
форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
3.1.2. Требования к опыту работы в области профессиональной деятельности,
соответствующей направленности образовательной программы.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся
профессионального учебного цикла.
3.2. Требования к материально-техническим условиям
3.2.1. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров, тренажерных
комплексов и др., обеспечивающих проведение всех предусмотренных образовательной
программой видов занятий, практических и лабораторных работ, учебной практики,
выполнение курсовых работ (проектов), выпускной квалификационной работы
№ Кабинета
103
109

114
116
202
212
213
222
224
228

Наименование кабинета
Кабинет:
Истории и обществознания
Кабинет:
− Химии
− Микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Лаборатория:
Микробиологии, санитарии и гигиены
Мастерская:
слесарно-механическая
Мастерская:
сварочная для сварки неметаллических материалов
Кабинет:
Физики, астрономии
Актовый зал
Спортивный комплекс
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Кабинет:
Правил безопасности дорожного движения
Библиотека, читальный зал
Лаборатория:
7

230
231
301
305
306
309

310
401
406
409

− Материаловедения
− Электротехники, электроники и сварочного оборудования
− Испытания материалов и контроля качества сварных соединений
Мастерская:
сварочная для сварки металлов
Полигон: сварочный
Тренажер: компьютеризированный малоамперный дуговой тренажер
сварщика МДТС-05
Кабинет:
− Теоретических основ сварки и резки металлов
− Метрологии, стандартизации и сертификации
Кабинет:
− Материаловедения
− Электротехники
Кабинет:
Информатики и информационных технологий в профессиональной
деятельности
Кабинет:
Математика
Кабинет:
Русского языка и литературы
Кабинет:
− Гуманитарных и социально - экономических дисциплин
− Экономики организации
− Экономики отрасли
− Статистики
− Бухгалтерского учета, налогообложения и аудита
− Менеджмента
− Теории бухгалтерского учета
− Анализа финансово-хозяйственной деятельности
− Документационного обеспечения управления
Кабинет:
Иностранного языка
Кабинет:
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Стрелковый тир
Кабинет:
− Медико-биологических дисциплин
− Экологических основ природопользования
Кабинет:
− Технического черчения
− Технической графики
− Инженерной графики
Лаборатория:
− Технической механики
− Материаловедения
Перечень минимально необходимого набора инструментов:
защитные очки для сварки;
защитные очки для шлифовки;
8

сварочная маска;
защитные ботинки;
средство защиты органов слуха;
ручная шлифовальная машинка (болгарка) с защитным кожухом;
металлическая щетка для шлифовальной машинки, подходящая ей по размеру;
огнестойкая одежда;
молоток для отделения шлака;
зубило;
разметчик;
напильники;
металлические щетки;
молоток;
универсальный шаблон сварщика; стальная линейка с метрической разметкой;
прямоугольник;
струбцины и приспособления для сборки под сварку;
оборудование для ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом,
частично механизированной сварки плавлением и для ручной дуговой сварки
неплавящимся электродом в защитном газе.
Все инструменты и рабочая одежда соответствуют положениям техники
безопасности и гигиены труда, установленным в Российской Федерации.
3.2.2. Требования к оснащенности баз практик
Базы практик оснащены необходимым оборудованием для выполнения всех видов
деятельности, предусмотренными данным стандартом
3.3. Требованиям к информационным и учебно-методическим условиям.
3.3.1.
Требования
к
информационно-коммуникационным
ресурсам,
соответствующим заявленным в программе результатам подготовки выпускников.
Реализация ППКРС обеспечена доступом каждого обучающегося к базам данных и
библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей)
ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
3.3.2. Требования обеспеченности каждого обучающегося современными
учебными, учебно-методическими, печатными и/или электронными изданиями, учебнометодической документацией и материалами.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и(или)
электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и
одним учебно-методическим печатным и(или) электронным изданием по каждому
междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
3.3.3. Требования к фонду дополнительной литературы, в том числе к
официальным справочно-библиографическим и периодическим изданиям, отечественным
и зарубежным журналам.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и(или) электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов,
изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на
каждых 100 обучающихся.
9

4.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Учебный план в приложении.
4.2. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих
ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
Обязательная часть ППКРС составляет около 80 процентов от общего объема
времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (не менее 20 процентов) дает
возможность расширения видов деятельности выпускника для обеспечения его
конкурентоспособности в соответствии с запросами регионального рынка труда и
возможностями образования. Вариативная часть определяется содержанием обязательной
части и обеспечивается за счет получения дополнительных профессиональных
компетенций, умений и знаний. Дисциплины, междисциплинарные курсы и
профессиональные модули вариативной части определяются техникумом.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных
дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в
соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС предусматривает
изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину
"Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического
обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение
основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на
указанную дисциплину.
Раздел "Физическая культура" реализуется в порядке, установленном в техникуме.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья установлен
особый порядок освоения раздела "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид
учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие
практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС
предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной
организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках
профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько
периодов, так и рассредоточению, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей. В исключительных случаях практики могут быть

реализованы с применением элементов электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются по каждому виду
практики.
10

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление
деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на
основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по
доступности.
Объем времени (324ч (в т.ч. 108ч ср)), отведенный на вариативную часть

ОП.06
ОП.07
ОП.08
ОП.09
ОП.10
МДК.04.01

Безопасность жизнедеятельности (в т.ч. 35 ч освоение
основ военной службы )
Информационные технологии в профессиональной
деятельности / Адаптивные информационные и
коммуникационные технологии
Нормативно-техническая документация и система
аттестации в сварочном производстве
Охрана труда
Экологические основы природопользования
Техника и технология частично механизированной
сварки (наплавки) плавлением

Вариативная
часть

дисциплин, профессиональных модулей, МДК,
практик

Обязательная
нагрузка

Индекс

Самостоятель
ная работа

Наименование циклов, разделов,

Максимальна
я нагрузка

учебных циклов образовательной программы использован на увеличение объема
времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, а также на
введение новых дисциплин и модулей:

324
84

16

68

36

58

22

36

58

58

22

36

58

58
58

22
22

36
36

58
58

56

20

36

56

4.3. Оценка качества освоения ППКРС
Оценка качества освоения ППКРС включает текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
педагогическими работниками и доводятся до сведения обучающихся в течение первых
двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и
промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить
умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Промежуточная аттестация в исключительных случаях может осуществляться с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются техникумом самостоятельно, а для промежуточной аттестации по
профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются техникумом после предварительного положительного
заключения работодателей.
Для
промежуточной
аттестации
обучающихся
по
дисциплинам
(междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины
11

(междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно
привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального
приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным
модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной
организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться
работодатели.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной
службы.
К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие
академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или
индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования.
Государственная итоговая аттестация в исключительных случаях может
осуществляться
с
применением электронного
обучения и
дистанционных
образовательных технологий.
Государственная
итоговая
аттестация
включает
защиту
выпускной
квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и
письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики
выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна
предусматривать сложность работы не ниже уровня по профессии рабочего,
предусмотренного ФГОС СПО.
5. Рабочая программа профессионального воспитания
Паспорт программы
Полное
наименование
программы
Разработчики
Основания для
разработки
программы
Цель
программы
Задачи
программы

Программа профессионального воспитания и социализации
обучающихся ГАПОУ СО «ЕТХМ» по профессии 15.01.05
«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Рабочая группа: Дорогин Ю.В. Журба А.С.
Конституция РФ;
ФГОС СПО;
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об Образовании в Российской
Федерации»;
Концепция модернизации российского образования.
Создание условия для становления, воспитания, социализации,
развития профессионально компетентной личности готовой к
трудовой деятельности, духовно развитой
с позитивным
отношением к жизни и активной гражданской позицией.
•
формирование сознательного отношения к выбранной
профессии
(специальности),
профессиональному
долгу,
понимаемому как личная ответственность и обязанность;
•
формирование осознанной профессиональной мотивации;
•
воспитание гордости и любви к профессии сварщик,
понимания общественной миссии своей профессии;
12

Сроки
реализации
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

•
воспитание чувства ответственности за уровень своих
профессиональных знаний и качество труда, осмысленного
отношения к результатам своей профессиональной деятельности;
•
формирование
опытного
подхода
к
труду,
к
самосовершенствованию в избранной профессии;
•
формирование дополнительных условий для психологической
и практической готовности студентов к осуществлению трудовой
деятельности по выбранной профессии и адаптации молодого
специалиста в профессиональной среде;
•
приобщение студентов к традициям и ценностям
профессионального сообщества, формирование профессиональной
культуры, этики профессионального общения;
•
- анализа актуального состояния и перспектив развития
регионального рынка труда
•
формирование личностных качеств, необходимых для
эффективной
профессиональной
деятельности,
конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся
условиях;
•
воспитание у студентов бережливости, формирование
уважительного отношения к материальным ценностям.
2020г. -2024г.
Сформировать такие качества личности, как:
 трудолюбие
 целеустремленность
 экономическая рациональность
 высокая нравственность и профессиональная этика
 способность принимать ответственные решения
 умение работать в коллективе
 развить творческие способности необходимые специалисту
 систему глубоких знаний в соответствии с ФГОС по профессии и
специальности;
 высокий уровень интеллектуального профессионального развития
личности
 осознанное отношение к своим профессиональным достижениям
 индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение
учебно-производственных заданий
 активный интерес к избранной профессии
 организаторские и управленческие умения и навыки работы в
учебном и трудовом коллективах.

Пояснительная записка
Актуальной задачей системы профессионального образования в
настоящее время является повышение качества подготовки специалистов. В
условиях модернизации профессионального образования, реализации
Федеральных государственных образовательных стандартов значительно
повышаются требования к выпускникам образовательных организаций,
осуществляющих подготовку специалистов для индустрии питания.
13

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного
выпускника техникума важнейшую роль играет профессионально-трудовое
воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к
профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в
соответствии со специальностью (профессией) и уровнем квалификации.
Целью
профессионального
воспитания
является
подготовка
конкурентоспособного
специалиста,
обладающего
развитой
профессиональной компетентностью.
Под компетентностью понимается интегрированная характеристика
качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения
деятельности в определенных областях.
Профессиональная компетентность рассматривается как готовность и
способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела,
методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а
также оценивать результаты своей деятельности.
Профессиональная
компетентность
является
результатом
профессионального образования. В связи с этим актуальное значение
приобретает создание условий для формирования профессиональной
компетентности студентов в процессе внеучебной воспитательной
деятельности.
Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии
15.01.05
«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки)», должен обладать следующими общими компетенциями (далее ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Направления программы профессионального воспитания и
социализации обучающихся в ГАПОУ СО «ЕТХМ»
ОК.04

ОК 1
ОК 2

ОК 1
ОК.06

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5

ОК 3

ОК 5

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5

14

ОК 6

Студенчес
кое
самоуправ
ление

Культу
рнотворчес
кое

Гражданс
копатриотич
еское

Профессион
альноориентирую
щее

ОК 6

Экологич
еское

Спортивное и
здоровьесбере
гающее

Бизнес
ориентиру
ющее

Профессиональные (специальные) компетенции формируются через
изучение предметов, ПМ (МДК), различные виды практик, экскурсии в
организации общественного питания, предметные недели, олимпиады и
внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам.
Учебная
деятельность,
включающая
обучение
дисциплинам
и
профессиональным модулям учебного плана профессии (специальности)
влияет также на профессиональную мотивацию студентов.
Механизм реализации программы
Реализация данной программы включает взаимодействие студентов и
администрации техникума, другими профессиональными образовательными
учреждениями, руководителями предприятий индустрии питания и другими
участниками образовательного процесса.
Организационное сопровождение программы осуществляет комиссия в
составе участников образовательного процесса по активизации трудовой и
профессиональной деятельности, который осуществляет следующие
функции:
- Разрабатывает целевые Программы, направленные на формирование у
студентов сознательного отношения к труду, с указанием конкретной работы,
затрат и источников финансирования;
- Привлекает (по мере надобности) общественные и трудовые
сторонние организации к реализации программы;
- Оказывает содействие обогащению и обновлению форм трудовой и
профессиональной деятельности техникума;
- Осуществляет информационное обеспечение по активизации
трудовой мотивации и конкретных мероприятий, намеченных в программе.
Механизм
реализации
Программы
представляет
собой
скоординированные по срокам и направлениям конкретные мероприятия,
ведущие к достижению намеченных результатов.
Управление Программой, контроль и координацию деятельности по
реализации Программы осуществляет заместитель директора по ВР.
По каждому пункту Программы в конце семестра делаются конкретные
отметки о ходе выполнения:
- выполнено – да, нет;
- если не выполнено, то почему;
15

- когда будет выполнено.
Профессионально-ориентирующее направление профессионального
воспитания
Цель:
Подготовка
высококвалифицированного
и
конкурентоспособного
специалиста,
обладающего
качествами
гражданственности, самостоятельности, творчества.
Задачи: Развитие мотивации к профессии, уверенности в значимости
в получении диплома с повышенным разрядом;
Совершенствование условий для развития потребностей к самопознанию,
саморазвитию на основе нравственных ценностей и жизненных ориентиров;
Воспитание Человека и Гражданина и приобщение к духовным ценностям.
№ п\п
1
2

3

4
5

6
7
8
9

Таблица№5

Мероприятия

Традиционный праздник «Посвящение в
первокурсники»
Встреча с работодателями, выпускниками
техникума, имеющими позитивный опыт
социальной и профессиональной адаптации.
Работа со студентами первого курса по
адаптации к профессиональной системе
обучения, усвоению ими традиций
техникума и правил поведения (Классные
часы «История нашего техникума», «Наши
ветераны», инструктажи) .
Экскурсии профессиональной
направленности
Подготовка обучающихся к проведению
демонстрационного экзамена по стандартам
WS, к участию обучающихся в чемпионатах
WS
Участие в педагогических и
профессиональных конкурсах, выставках
Участие в проведении Дня открытых дверей
в рамках профориентационной акции
«Выбор»;
Привлечение студентов к
профориентационной работе
Встреча с сотрудниками Центра занятости
населения

Сроки
исполнения
Ноябрь
В течение года

Ответственные
Дорогин Ю.В.
Журба А.С.
Дорогин Ю.В.
Журба А.С

Сентябрь,
октябрь

Дорогин Ю.В.
Журба А.С

В течение года

Дорогин Ю.В.
Журба А.С
Дорогин Ю.В.
Журба А.С

Сентябрь Ноябрь
В течение года
Октябрь
Октябрь
Октябрь, март

Дорогин Ю.В.
Журба А.С
Дорогин Ю.В.
Журба А.С
Дорогин Ю.В.
Журба А.С
Дорогин Ю.В.
Журба А.С

Бизнес – ориентирующее направление профессионального
воспитания.
Цель:
Развитие у студентов креативного мышления, умения
генерировать новые идеи, а также формирование предпринимательских
16

навыков и профессионально-значимых качеств для участия в реализации
различных бизнес-проектов
Задачи Организация конкурсов профессионального мастерства;
усиление предпринимательской подготовки молодых специалистов, развитие
системы наставничества и сотрудничества, организация встреч с
работодателями, бизнес-партнерами.
Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные
№
п\п
Март, апрель
Преподаватель
1. Организация и проведение семинаров, тренингов,
2.
3.
4.
5.
6.

бизнес-встреч направленных на формирование
предпринимательского мышления
Организация и проведение мастер-классов по
бизнес-проектированию

Организация и проведение круглых столов по
направлениям «Как создать свой бизнес», «Я
начинающий бизнесмен».
Проведение конкурсов бизнес-проектов
обучающихся.
Презентация и реализация студенческих бизнеспроектов.
Участие в Днях финансовой грамотности

декабрь

Октябрь, ноябрь

Преподаватель,
педагогорганизатор
Преподаватель,
педагогорганизатор
Преподаватель

январь

Преподаватель

В течение периода

преподаватель

май

Критерии результативности
Программы профессионального воспитания
Критерием успешности Программы профессионального воспитания в
техникуме является воспитанность подрастающего поколения, которое
проявляется в степени ориентированности обучающихся в правилах, нормах,
идеалах, ценностях общества и в мере руководства этими правилами в
поступках и действиях.
Количественные критерии успешности реализации воспитательной
работы:
 Снижение процента нетрудоустроенных выпускников.
 Отсутствие выпускников стоящих на учете в службе занятости.
Отсутствие рекламаций, поступающих от работодателей.
 Снижение (отсутствие) количества правонарушений, совершаемых
учащимися и выпускниками.
 Повышение показателей успеваемости учащихся вследствие роста их
трудовой мотивации и социальной компетентности.
 Повышение количества учащихся, принимающих участие в
конкурсах профессионального мастерства, в том числе WorldSkillsRussia.
 Повышение индивидуальной результативности (занятого места)
учащихся, принимающих участие в конкурсах профессионального
мастерства.
17

 Повышение количества проектов, в разработке и реализации
которых участвуют учащиеся. Повышение количества участников таких
проектов.
Качественные критерии успешности реализации воспитательной
работы:
 уровень воспитанности;
 соответствие выпускников колледжа требованиям социальных
партнеров.
Для определения среднего балла общего уровня воспитанности
обучающихся
используются
результаты
входного
и
выходного
анкетирования, будет использован уровневый анализ - выявление уровня
воспитанности личности по таким направлениям как гражданственность и
патриотизм, толерантность, духовность и нравственность личности, а также
здоровый образ жизни .
Методы сбора информации: анкетирование всех участников
воспитательного процесса и работодателей, анализ результатов
воспитательной
деятельности,
микроисследования,
тестирования,
наблюдения, беседы с субъектами воспитательного процесса. На основании
выводов и рекомендаций разрабатывается проект следующей Программы.
Заключение
Воспитание личности будущего специалиста, профессионала своего
дела является наряду с обучением важнейшей функцией системы
профессионального образования Российской Федерации.
Комплексная программа профессионального воспитания предназначена
для дальнейшего совершенствования и развития воспитательного процесса в
условиях реализации ФГОС в системе среднего профессионального
образования. Она является основой для деятельности администрации и
педагогического коллектива техникума.

18



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(343) 258-95-95