Аннотации рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей по профессии 13249 Кухонный работник

Аннотации рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей
по профессии 13249 Кухонный работник
АОП.01. Организация рабочего места кухонного работника

1.1. Область применения программы
Рабочая программа адаптированной учебной дисциплины АОП.01.
Организация рабочего места кухонного работника является частью
образовательной программы профессиональной подготовки для лиц с
ограниченными возможностями здоровья 13249 Кухонный работник на
основе требований Профессионального стандарта Индустрии питания по
профессии «Кухонный работник».
Рабочая программа может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании по направлениям:
- выполнения подготовки производственных помещений, инвентаря,
кухонной,
столовой посуды и приборов.
а также в программах переподготовки, повышения квалификации и
профессиональной подготовки по профессии ОК 16-094 код 13249
«Кухонный работник» в организациях (на предприятиях) общественного
питания независимо от их организационно-правовых форм.

1.2. Место
дисциплины
образовательной
программы
общепрофессиональный цикл.

в
структуре
адаптированной
профессиональной
подготовки:

1.3. Цели и задачи адаптированной учебной дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
o
Планировать и организовывать текущий рабочий день в рамках
решения профессиональных задач. o Гибко адаптироваться в меняющихся
ситуациях в области профессиональной деятельности. o Осуществлять
самоконтроль и анализировать результаты собственной работы.
o
Планировать постоянное повышение собственной квалификации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
o
Понимание сущности и социальной значимости своей профессии.
o
Область профессиональной ответственности за результаты своего
труда.
o
Основы
законодательства
в
области
профессиональной деятельности. Рынок труда в области индустрии
питания и гостеприимства. o Методы адаптации на рынке труда и в
меняющихся условиях работы.
1

o
Производственный цикл предприятия питания.
o Формы
организации труда на производстве. o Возможные нестандартные ситуации и
правила поведения в
нестандартных ситуациях.
o
Правила поведения в экстренных ситуациях. o
Принципы
рациональной организации труда работников на предприятиях питания.
o
Правила
внутреннего
трудового
распорядка.
o
Должностная инструкция. o Инструкции
по безопасности
(личной, общественной и предприятия).
o
Важность планирования своей деятельности и методы
планирования.
o
Правила организации рабочего места.
o Принципы
формулирования задач и определения способов их
решения в рамках профессиональной компетенции на краткосрочную и
долгосрочную перспективу.
o
Важность самостоятельного анализа своей профессиональной
деятельности и процесса собственного труда.
o
Принципы и методы оценки и осуществления самоконтроля
качества своей профессиональной деятельности.
o
Важность оценки
соответствия
своей
профессиональной деятельности изменяющимся требованиям к ней.
o
Важность правильной постановки и реализации задач в области
профессионального совершенствования.
o
Основные проблемы в профессиональной деятельности и способы
их решения.
o
Методы осуществления самостоятельного поиска необходимой
информации для решения профессиональных задач с использованием
современных информационных технологий.
o
Важность необходимости быть ориентированным в смежных
областях профессиональной деятельности. o
1.4. Результаты освоения АОП:
Результатом освоения программы профессиональной дисциплины
является овладение обучающимися знаниями и умениями по организации
рабочего места кухонного работника, в том числе по общим (ОК) и
профессиональным (ПК) компетенциям:
ОК 1. Рационально организовывает свою работу.
ОК 2. Соблюдает личную гигиену.
ОК 3. Взаимодействует с другими работниками и руководством.
ОК 4. Адекватно реагирует на внештатные ситуации в рамках своей
ответственности.
ПК 1.1 Моет производственные помещения.
ПК 1.2 Проводит дезинфекцию рабочих зон.
ПК 1.3 Соблюдает чистоту и порядок на рабочем месте.
2

ПК 2.1 Моет вручную и в посудомоечных машинах кухонную посуду
и ПК 2.2 производственный инвентарь.
ПК 2.3 чистит и раскладывает на хранение кухонную посуду и ПК 3.1
производственный инвентарь.
ПК 3.2 Содержит посудомоечную машину и уборочную технику в
чистом и исправном виде.
Моет вручную в посудомоечных машинах столовую посуду и приборы.
Чистит и раскладывает на хранение столовую посуду и приборы.
АОП.02 Производственная санитария и гигиена труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа адаптированной учебной дисциплины АОП.02
Производственная санитария и гигиена труда является частью
образовательной программы профессиональной подготовки для лиц с
ограниченными возможностями здоровья 13249 Кухонный работник на
основе требований Профессионального стандарта Индустрии питания по
профессии «Кухонный работник».
1.2.
Место
дисциплины
образовательной
программы
общепрофессиональный цикл.

в
структуре
адаптированной
профессиональной
подготовки:

1.3. Цели и задачи адаптированной учебной дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Соблюдать требования санитарии и гигиены при хранении и
обработке продуктов.
Соблюдать личную гигиену.
Выбирать правильные способы соблюдения санитарии и гигиены
на рабочем месте.
Выбирать спецодежду в соответствие с выполняемым заданием. В
результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Важность соблюдения безопасности продукции производства на
предприятии питания.
Возможные типы опасностей производства (микробиологические,
физические, химические, аллергические).
Основные причины возникновения рисков в области безопасности
продукции производства (человеческий фактор, отсутствие/недостаток
информации, неблагоприятные загрязнения, здоровье персонала, паразиты и
прочее).
Риски в области безопасности продукции производства,
существующие на рабочих местах.
3

Понятие о микробах и эпидемиологии в области питания.
Краткие сведения о кишечных инфекционных заболеваниях.
Виды гельминтозов и их профилактику.
Виды мух, паразитов и грызунов и меры предупреждения
заражения ими.
Пищевые отравления и их предупреждение.
Личную гигиену работников и ее значение для предупреждения
пищевых отравлений и заболеваний.
Необходимость соблюдения личной гигиены (чистая одежда,
наличие головных уборов, тщательное мытье рук после туалета, до начала
работы, после работы с сырыми продуктами и отходами). - Правила мытья рук.
Типы защитной одежды для разных видов работ (складирование,
подготовка продуктов).
Риски в области безопасности продукции, связанные с персоналом
(инфекции, болезни, ношение аксессуаров и прочее).
Правила обработки открытых ран (порезы, нагноения, ожоги.
-

1.4. Результаты освоения АОП:
Результатом освоения программы профессиональной дисциплины
является овладение обучающимися знаниями и умениями по организации
рабочего места кухонного работника, в том числе по общим (ОК) и
профессиональным (ПК) компетенциям:
ОК 1. Рационально организовывает свою работу.
ОК 2. Соблюдает личную гигиену.
ОК 3. Взаимодействует с другими работниками и руководством.
ОК 4. Адекватно реагирует на внештатные ситуации в рамках своей
ответственности.
ПК 1.1 Моет производственные помещения.
ПК 1.2 Проводит дезинфекцию рабочих зон.
ПК 1.3 Соблюдает чистоту и порядок на рабочем месте.
ПК 2.1 Моет вручную и в посудомоечных машинах кухонную посуду
и ПК 2.2 производственный инвентарь.
ПК 2.3 чистит и раскладывает на хранение кухонную посуду и ПК 3.1
производственный инвентарь.
ПК 3.2 Содержит посудомоечную машину и уборочную технику в
чистом и исправном виде.
Моет вручную в посудомоечных машинах столовую посуду и приборы.
Чистит и раскладывает на хранение столовую посуду и приборы.

АОП.03 Безопасные условия работы, соблюдение требований
охраны труда и техники безопасности
4

1.1. Область применения программы
Рабочая программа адаптированной учебной дисциплины АОП.03
Безопасные условия работы, соблюдение требований охраны труда и
техники безопасности является частью образовательной программы
профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями
здоровья 13249 Кухонный работник на основе требований
Профессионального стандарта Индустрии питания по профессии
«Кухонный работник».
Рабочая программа может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании по направлениям:
- выполнения подготовки производственных помещений, инвентаря,
кухонной, столовой посуды и приборов.
а также в программах
переподготовки, повышения квалификации и профессиональной
подготовки по профессии ОК 16-094 код 13249 «Кухонный работник» в
организациях (на предприятиях) общественного питания независимо от их
организационно-правовых форм.
1.2. Место
дисциплины
образовательной
программы
общепрофессиональный цикл.

в
структуре
адаптированной
профессиональной
подготовки:

1.3. Цели и задачи адаптированной учебной дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выявлять
неисправности технологического
оборудования и
электропроводки;
- правильно эксплуатировать технологическое оборудование;
- пользоваться
защитными
приспособлениями,
контрольноизмерительными приборами и средствами индивидуальной защиты при
выполнении работ на производстве;
- правильно поднимать и переносить/перевозить тяжести вручную и
с помощью тележек;
- определять нарушения требований охраны труда и техники
безопасности работниками;
- убеждать
работников/коллег в необходимости соблюдения
требований охраны труда и техники безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные права и обязанности человека, его рабочее время и время
отдыха, регламентируемые законодательными документами.
5

важность поддержания безопасных условий труда, соблюдения
требований охраны труда и техники безопасности на предприятиях
питания.
- факторы, негативно влияющие на условия труда на предприятиях
питания. - понятие инструктажа по охране труда и его виды.
- виды инструктажа по охране труда и правила их организации и
проведения.
- типовые инструкции по охране труда на предприятиях питания.
- основные
понятия о производственном травматизме и
профессиональных заболеваниях.
- профилактические
меры, обеспечивающие невозможность
несчастного случая на производстве.
- профилактические меры по предупреждению профессиональных
заболеваний.
- рекомендации по минимизации влияния условий труда на организм
человека.
- устройство,
работа и правила эксплуатации оборудования
различных типов.
- важность соблюдения правил безопасного обращения с имеющимся
на рабочем месте электрооборудованием и техника безопасности при
эксплуатации электрооборудования.
- основные причины поражения током и особенности действия
электрического тока на организм человека.
- факторы, определяющие опасность поражения электрическим
током.
- статическое электричество и способы защиты от него.
- классификация помещений по степени опасности поражения
электрическим током.
- способы защиты при эксплуатации электроустановок.
- требования техники безопасности к эксплуатации сосудов,
работающих под давлением.
- причины аварий сосудов, работающих под давлением, на
предприятиях питания.
- причины взрывов баллонов сжиженным газом.
- требования техники безопасности при погрузочно-разгрузочных
работах.
- требования
к технике безопасности при эксплуатации
механического, теплового и холодильного оборудования.
- меры защиты, исключающие возникновение травм и пожаров на
производстве при эксплуатации теплового оборудования.
- основные мероприятия по предотвращению взрыва газа.
- свойства хладагентов и правила их хранения.
-

6

первая помощь при отравлении газом и хладагентами, поражении
электрическим током, обморожении и прочее.
- предельно допустимые нормы подъема и переноса тяжестей.
- общие задачи пожарной безопасности.
- основные причины пожаров.
- требования пожарной безопасности при выполнении работ в
предприятиях питания.
- правила проведения противопожарного инструктажа.
- пути
эвакуации на случай возникновения пожара.
-

1.4. Результатом освоения программы профессиональной
дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями
по Безопасным условиям работы, соблюдению требований охраны труда и
техники безопасности, в том числе по общим (ОК) и профессиональным
(ПК) компетенциям:
ОК 1. Рационально организовывает свою работу
ОК 2. Соблюдает личную гигиену
ОК 3. Взаимодействует с другими работниками и руководством
ОК 4. Адекватно реагирует на внештатные ситуации в рамках своей
ответственности.
АОП.04 Технологическое оборудование предприятий
общественного питания
уметь:
- организовывать рабочее место в соответствии с видами выполняемых
работ;
- подбирать необходимое технологическое оборудование и
производственный инвентарь;
- обслуживать основное технологическое оборудование и
производственный инвентарь;
- включать электрические и газовые котлы, плиты, шкафы,
кипятильники;
- производить санитарную обработку технологического оборудования;
- соблюдать правила безопасной работы на оборудовании.
знать:
- устройство и назначение основных видов технологического
оборудования кулинарного и кондитерского производства: механического,
теплового и холодильного оборудования;
- правила безопасного использования технологического оборудования
кулинарного и кондитерского производства: механического, теплового и
холодильного оборудования.
7

АОП.05 Деловая культура взаимодействия кухонного работника с
коллегами и руководителем
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с
требованиями Профессионального стандарта Индустрии питания по
профессии СПО 13249 Кухонный работник.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к группе дисциплин
общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
• важность атмосферы уважения и взаимопонимания в коллективе.
• принципы и методы эффективного общения.
• формы обращения, изложения просьб, выражения признательности,
способы аргументации в производственных ситуациях.
• правила межличностного общения. Невербальные аспекты делового
общения
• понятие о взаимопомощи в коллективе.
• методы работы в команде.
• методы взаимодействия с другими работниками в уважительной и
вежливой форме.
• понятие лояльности к организации и руководству.
• правила организации рабочего пространства для индивидуальной
работы и профессионального общения.
• типы работников и руководителей и их возможное поведение.
• правила поведения в нестандартных ситуациях.
• источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
• тактика поведения в конфликтных ситуациях
• правила постановки претензионных вопросов.
• способы разрешения конфликтов.
• профессиональная этика.
• деловые контакты. Встречи, приветствия, представления, прощание.
• деловые беседы и переговоры. Визитные карточки как инструмент
делового общения.
• правила пользования электронной почтой. Правила работы в
компьютерных сетях, в том числе, Интернете.
• культура речи. Способы аргументации в производственных
ситуациях. Культура общения по телефону.
8

• имидж и стиль в общении Составляющие внешнего облика делового
человека: костюм, прическа, аксессуары.
• правила поведения в общественных местах: на улице, в транспорте,
магазине, ресторане, больнице. Правила поведения на отдыхе: в театре, музее,
бане, бассейне, на природе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
• проявлять коммуникативные умения.
• использовать различные стили и тактики общения.
• вести деловые переговоры с коллегами.
• вести переговоры для предотвращения конфликтов.
• осуществлять посредническую функцию при возникновении
конфликтов и недовольства среди работников.

АОП.06 Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
Безопасность
жизнедеятельности является частью адаптированной образовательной
программы профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с
ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общепрофессиональный цикл
Изучение
ОП.02
Безопасность
жизнедеятельности
является
необходимым звеном в системе подготовки и переподготовки рабочих кадров.
Учебная дисциплина логически, содержательно и методически взаимосвязана
с дисциплинами общеобразовательного и междисциплинарными курсами
профессионального цикла.
1.3. Характеристика группы, в которой
реализуется программа:
Программа предназначена для слушателей с ОВЗ с умственной
отсталостью. Данная группа слушателей характеризуется:
- сниженной работоспособностью вследствие возникающих явлений
психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низким уровнем познавательной активности и замедленным темпом
переработки информации;
- неустойчивостью
внимания, нарушением
скорости
переключения
внимания, объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем
наглядно-образное и особенно словеснологическое;
9

имеются легкие нарушения речевых функций;
- несформированность произвольного поведения по типу психической
неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации;
- ограниченные представления об окружающем мире;
- отличаются
повышенной
впечатлительностью
(тревожностью):
болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в
настроении;
- характерна повышенная утомляемость: быстро становятся вялыми
или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. При
неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания;
- отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к
вспышкам раздражительности,
упрямству. При обучении следует
разговаривать спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение
1.4. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь
- Правильно реагировать на оповещения о чрезвычайных ситуациях;
- Вести здоровый образ жизни;
- Оказывать первую помощь при травмах;
- Обеспечивать комфортные условия труда;
- Соблюдать
личную гигиену, предупреждать инфекционные
заболевания; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Классификацию чрезвычайных ситуаций.
- Вредные факторы производственной среды.
Санитарно-технические требования к производственным помещениям
-

АУД.01 Адаптивные информационные технологии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа адаптационной учебной дисциплины АУД.01
Адаптивные информационные технологии является частью адаптированной
образовательной программы профессиональной подготовки рабочих из
числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение
интеллекта)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Адаптационный учебный цикл.
Изучение АУД.01 «Адаптивные информационные технологии» является
необходимым звеном в системе подготовки и переподготовки рабочих кадров.
10

Учебная дисциплина логически, содержательно и методически взаимосвязана
с дисциплинами общеобразовательного, общепрофессионального цикла и
междисциплинарными курсами профессионального цикла.
1.3. Характеристика группы, в которой реализуется программа:
Программа предназначена для слушателей с ОВЗ с умственной
отсталостью. Данная группа слушателей характеризуется:
- сниженной работоспособностью вследствие возникающих явлений
психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низким уровнем познавательной активности и замедленным темпом
переработки информации;
- неустойчивостью внимания, нарушением скорости переключения
внимания, объем его снижен;
- память
ограничена
в
объеме,
преобладает
кратковременная над
долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем
нагляднообразное и особенно словеснологическое;
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- несформированность произвольного поведения по типу психической
неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации;
- ограниченные представления об окружающем мире;
- отличаются
повышенной впечатлительностью (тревожностью):
болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в
настроении;
- характерна повышенная утомляемость: быстро становятся вялыми или
раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах
быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания;
- отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к
вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении следует
разговаривать спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- работать с программными средствами универсального назначения,
соответствующими современным требованиям;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии
с учебными задачами;
- иллюстрировать
учебные работы с использованием средств
информационных технологий;
11

использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и
будущей профессиональной деятельности;
- использовать специальные информационные и коммуникационные
технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей
профессиональной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной
деятельности
для
эффективной
организации
индивидуального информационного пространства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-

основы современных информационных технологий переработки и
преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;
- современное состояние уровня и направления развития технических и
программных средств универсального и специального назначения;
- приемы использования компьютерной техники;
- приемы поиска информации и преобразование ее в формат, наиболее
подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.
-

АУД.02
Психология
самоопределение

личности

и

профессиональное

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
адаптированной образовательной программы в соответствии с Письмом
Минобрнауки России от 22.04. 2015 № 06 - 443 «О направлении Методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации
адаптированных
образовательных
программ
среднего
профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06
- 830 вн) по профессии 13249 «Кухонный рабочий».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке по профессии 13249 «Кухонный рабочий»
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
Содержание компетенции
компетенции

12

ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.

•
•

•
•

•
•

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

Цель:
Формирование психолого-педагогической культуры студентов, включая
студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), способности
использовать полученные знания для решения задач личностного
саморазвития
и
самосовершенствования,
а
также
эффективной
профессиональной социализации.
Задачи дисциплины:
1. Создание условий для толерантного восприятия и адекватного
оценивания своих профессиональных и личностных возможностей, с учетом
индивидуальных характерологических особенностей, целей, мотивов,
состояний.
2. Формирование представлений о структуре и направленности
личности, самосознании и мотивационно-потребностной сфере, о
направлениях
и
средствах
саморазвития
в
межличностной
и
профессиональной сферах, о способах профессионального самоопределения.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
• применять на практике полученные знания и навыки в различных
условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
• использовать
простейшие приемы развития и тренировки
психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в
процессе деятельности и общения;
• на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья
и требований профессии осуществлять осознанный и адекватный
профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального
обучения;
• планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
• успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой
социальной, образовательной и профессиональной среде.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
• методы и формы поиска необходимой информации для эффективной
организации учебной и будущей профессиональной деятельности;
13

простейшие способы и приемы развития психических процессов и
управления собственными психическими состояниями, основные механизмы
психической регуляции поведения человека;
• современное
состояние рынка
труда,
мир профессий и
предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям
человека, его здоровью;
• необходимую терминологию, основы
и
сущность
профессионального самоопределения;
• основные принципы и технологии выбора профессии.
•

АУД.03 ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа адаптационной учебной
дисциплины
АУД.03
Основы
интеллектуального труда является частью
адаптированной образовательной программы профессиональной подготовки
рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение
интеллекта).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Адаптационный учебный цикл
1.3. Характеристика группы, в которой реализуется программа:
Программа предназначена для слушателей с ОВЗ с умственной
отсталостью. Данная группа слушателей характеризуется:
- сниженной работоспособностью вследствие возникающих явлений
психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низким уровнем познавательной активности и замедленным темпом
переработки информации;
- неустойчивостью внимания, нарушением скорости переключения
внимания, объем его снижен;
- память ограничена
в
объеме,
преобладает
кратковременная
над
долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем
нагляднообразное и особенно словеснологическое;
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- несформированность произвольного поведения по типу психической
неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации;
- ограниченные представления об окружающем мире;
- отличаются
повышенной впечатлительностью (тревожностью):
болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в
настроении;

14

характерна повышенная утомляемость: быстро становятся вялыми
или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. При
неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания;
- отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к
вспышкам раздражительности, упрямству.
При обучении следует разговаривать спокойным тоном, проявлять
доброжелательность и терпение.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:
- особенности интеллектуального труда студента на различных видах
аудиторных занятий; - основы методики самостоятельной работы;
- принципы
научной организации интеллектуального труда и
современных технологий работы с учебной информацией;
- различные способы восприятия и обработки учебной информации с
учетом имеющихся ограничений здоровья;
- способы самоорганизации учебной деятельности;
- рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ
(доклад, тезисы, реферат, презентация и т.п.).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты
лекций, первоисточников;
- работать с источниками учебной информации, пользоваться
ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными
ресурсами сети Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений
здоровья;
- выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести
дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию;
- представлять результаты своего интеллектуального труда;
- ставить личные учебные цели и анализировать полученные
результаты;
- рационально
использовать время и физические силы в
образовательном процессе с учетом ограничений здоровья;
- применять приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы;
- использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной
деятельности
для
эффективной
организации
самостоятельной работы;
-

АУД.04 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии 13249 Кухонный рабочий
15

Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы: дисциплина адаптивного
цикла
1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к
результатам освоение учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- использовать нормы позитивного социального поведения;
- использовать свои права адекватно законодательству;
- обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения
конкретных условий их реализации;
- составлять необходимые заявительные документы;
составлять
резюме,
осуществлять
самопрезентацию при
трудоустройстве;
- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных
и профессиональных ситуациях;
знать:
- использовать нормы позитивного социального поведения;
- использовать свои права адекватно законодательству;
- обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения
конкретных условий их реализации;
- составлять необходимые заявительные документы;
составлять
резюме,
осуществлять
самопрезентацию при
трудоустройстве;
- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных
и профессиональных ситуациях;
- функции органов труда и занятости населения.
АУД 05. Коммуникативный практикум
1.1.

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью
адаптированной образовательной программы в соответствии с Письмом
Минобрнауки России от 22.04. 2015 № 06 - 443 «О направлении Методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации
адаптированных
образовательных
программ
среднего
профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06
- 830 вн) по профессии 13249 «Кухонный рабочий».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке по профессии 13249 «Кухонный рабочий»
16

1.2.

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код
компетенции
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.

Содержание компетенции
Рационально организовывает свою работу.
Соблюдает личную гигиену.
Взаимодействует с другими работниками и руководством.
Адекватно реагирует на внештатные ситуации в рамках своей
ответственности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Проявлять коммуникативные умения.
- Использовать различные стили и тактики общения.
- Вести деловые переговоры с коллегами.
- Вести переговоры для предотвращения конфликтов.
- Осуществлять
посредническую функцию при возникновении
конфликтов и недовольства среди работников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Важность атмосферы уважения и взаимопонимания в коллективе.
- Принципы и методы эффективного общения.
- Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности,
способы аргументации в производственных ситуациях.
- Правила межличностного общения. Невербальные аспекты делового
общения
- Понятие о взаимопомощи в коллективе.
- Методы работы в команде.
- Методы взаимодействия с другими работниками в уважительной и
вежливой форме.
- Понятие лояльности к организации и руководству.
- Правила организации рабочего пространства для индивидуальной
работы и профессионального общения.
- Типы работников и руководителей и их возможное поведение.
- Правила поведения в нестандартных ситуациях.
- Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Тактика поведения в конфликтных ситуациях - Правила постановки
претензионных вопросов.
- Способы разрешения конфликтов.
- Основы профессиональной этики.
- Правила проведения деловых бесед и переговоров.
- Правила пользования электронной почтой.
- Правила работы в компьютерных сетях, в том числе, Интернете.
- Способы аргументации в производственных ситуациях.
- Правила общения по телефону.
17

Правила поведения в общественных местах: на улице, в транспорте,
магазине, ресторане, больнице. Правила поведения на отдыхе: в театре, музее,
бане, бассейне, на природе.
-

АУД.06 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСНОВЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа адаптационной учебной дисциплины является
частью образовательной программы профессиональной подготовки для лиц с
ограниченными возможностями здоровья 13249 Кухонный работник на
основе требований Профессионального стандарта Индустрии питания по
профессии «Кухонный работник».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Адаптационный учебный цикл
1.3. Характеристика группы, в которой реализуется программа:
Программа предназначена для слушателей с ОВЗ с умственной
отсталостью. Данная группа слушателей характеризуется:
сниженной работоспособностью вследствие возникающих
явлений психомоторной расторможенности, возбудимости;
низким уровнем познавательной активности и замедленным
темпом переработки информации;
неустойчивостью внимания, нарушением скорости переключения
внимания, объем его снижен;
память
ограничена
в
объеме,
преобладает
кратковременная над
долговременной, механическая над логической;
наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем
нагляднообразное и особенно словеснологическое;
имеются легкие нарушения речевых функций;
несформированность произвольного поведения по типу
психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной
мотивации;
ограниченные представления об окружающем мире;
отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью):
болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в
настроении;
характерна повышенная утомляемость: быстро становятся вялыми
или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании.
При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения
задания;
18

отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность
к вспышкам раздражительности, упрямству.
При обучении следует разговаривать спокойным тоном, проявлять
доброжелательность и терпение.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Цель преподавания дисциплины: показать возможность физической
реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта,
улучшение их морального состояния.
Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в
формировании у занимающихся осознанного отношения к своим
силам,твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным
действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования
субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических
занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового
образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.
Задачи:
1.
Создание правильной основы для формирования двигательных
умений и навыков, общей двигательной культуры.
2.
Коррекция позотонических реакций в локомоторно-статических
функциях;
3.
Развитие
реципторных
отношений
в
координации
движений,упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и
опоростойкости;
4.
Формирование равновесия;
5.
Формирование правильной осанки;
6.
Развитие пространственной ориентировки и точности движений;
7.
Развитие зрительно- моторной координации;
8.
Формирование и развитие ППФП
Коррекционные задачи обуславливаются наличием у учащихся
разнообразных дефектов физического и моторного развития. Каждый раздел
программы, предполагает решение коррекционных задач. Данная программа
изменена по сравнению с принятой программой учебной дисциплины
«Физическая культура».
В результате учебной дисциплины учащиеся должны уметь и знать:
Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими
упражнениями различной целевой направленности;
Выполнять индивидуально подобранные комплексы гимнастики;
Преодолевать
полосы
препятствий
с
использованием
разнообразных способов передвижения;
Выполнять комплексы упражнений общей физической
подготовки;
Выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические
действия в изучаемом разделе учебной программы;
-

19

Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в
режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли
помощника
учителя);
Волейбол - помощь в судействе. Организация и проведение подвижных
игр и игровых заданий.
Баскетбол - подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Программа содержит также теоретическую часть. Теоретический
материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его
освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы
научнопрактических основ физической культуры, осознание учащимися
значения здорового образа жизни и двигательной активности в
профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
1.5. Врачебно-педагогический контроль в
адаптивном
физическом воспитании:
Виды врачебно-педагогического контроля: этапный, текущий,
оперативный и педагогический контроль.
Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической
культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными
функциональными возможностями. Противопоказания и рекомендации в
адаптивном физическом воспитании при состояниях после перенесенных
острых заболеваний.
Профилактика травматизма в адаптивном физическом воспитании.
Рекомендации по совершенствованию организации занятий.
Методы исследований и контроля эффективности в адаптивном
физическом воспитании.
Материально-техническое обеспечение при занятиях адаптивным
физическим воспитанием.
Соответствие мест проведения занятий физическим воспитанием общим
гигиеническим требованиям.
-

АПМ 01. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ИНВЕНТАРЯ, КУХОННОЙ,
СТОЛОВОЙ ПОСУДЫ И ПРИБОРОВ
1.1.

Область применения программы

Рабочая программа адаптированного профессионального модуля (далее
программа) – является частью программы профессиональной подготовки лиц
с ограниченными возможностями здоровья 13249 Кухонный работник.
в части освоения основных видов профессиональной деятельности
(ВПД):
убирать производственные помещения;
20

подготавливать производственный инвентарь и кухонную посуду.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.1.1 Моет производственные помещения
ПК.1.2 Проводит дезинфекцию рабочих зон
ПК.1.3 Соблюдает чистоту и порядок на рабочем месте
ПК.1.4 Моет вручную и в посудомоечных машинах столовую, кухонную
посуду и производственный инвентарь.
ПК.1.5 Чистит и раскладывает на хранение столовую, кухонную посуду
и производственный инвентарь
ПК.1.6 Содержит посудомоечную машину и уборочную технику в
чистом и исправном виде.
-

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к
результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- мыть производственные полы и стены производственных помещений;
- проводить дезинфекцию в рабочих зонах;
- проводить генеральную уборку производственных помещений;
- поддерживать в чистоте и порядке производственные помещения в
течение рабочего дня;
- пользоваться уборочной техникой и средствами уборки; пользоваться
моющими и дезинфицирующими средствами при уборке производственных
помещений;
- содержать уборочную технику в чистом и исправном виде.
- удалять остатки пищи с кухонной посуды и производственного
инвентаря;
- мыть и ополаскивать производственный инвентарь и кухонную посуду
ручным способом;
- мыть
производственный инвентарь и кухонную посуду в
посудомоечной машине;
- пользоваться посудомоечной машиной для мойки кухонной посуды и
производственного инвентаря;
- сушить и раскладывать кухонную посуду и производственный
инвентарь по местам;
- чистить
все
типы
поверхностей
кухонной
посуды
и
производственного инвентаря;
- пользоваться
чистящими, моющими и дезинфицирующими
средствами при подготовке производственного инвентаря и кухонной посуды;
- содержать посудомоечные машины для кухонной посуды в чистом и
исправном виде.
21

уметь:
- проверять рабочее состояние и пользоваться уборочной техникой,
предназначенной для уборки производственных помещений.
- пользоваться средствами уборки, необходимыми при уборке разных
видов поверхностей производственных помещений.
- соблюдать инструкции по выбору и использованию моющих и
дезинфицирующих средств.
- убирать
производственные помещения в соответствии с
требованиями санитарии и гигиены.
- обеспечивать
правильные условия хранения моющих и
дезинфицирующих
средств,
предназначенных
для
последующего
использования.
- проверять
рабочее состояние и подготавливать к работе
посудомоечную машину для мытья кухонной посуды.
- пользоваться
чистящими, моющими и дезинфицирующими
средствами, необходимыми при подготовке производственного инвентаря и
кухонной посуды.
- соблюдать инструкции по выбору и использованию моющих и
дезинфицирующих
средств,
предназначенных
для
подготовки
производственного инвентаря и кухонной посуды.
- чистить и мыть производственный инвентарь и кухонную посуду в
соответствии с требованиями техники безопасности и с соблюдением
санитарии и гигиены.
- обеспечивать правильные условия хранения чистой кухонной
посуды, чистящих, моющих и дезинфицирующих средств. знать:
- структуру и планировку производственных помещений.
- представление о работе кухни.
- виды поверхностей стен и полов производственных помещений.
- правила уборки разных видов поверхностей производственных
помещений.
- правила использования моющих и дезинфицирующих средств,
необходимых для уборки производственных помещений.
- виды уборочной техники, применяемой для уборки производственных
помещений.
- инструкции по использованию уборочной техники в процессе
подготовки производственных помещений.
- средства
уборки,
необходимые
в
процессе
подготовки
производственных помещений, и правила их применения.
- важность
использования
средств
уборки,
моющих
и
дезинфицирующих средств по назначению.
- рациональные методы и приемы выполнения работ по подготовке
производственных помещений к началу и окончанию работы.
- требования санитарии и гигиены при подготовке производственных
помещений.
-

22

возможные последствия нарушения требований гигиены и санитарии.
- требования к технике безопасности при уборке производственных
помещений.
- требования
к
личной
гигиене
персонала
при
уборке
производственных помещений.
- правила безопасного хранения моющих и дезинфицирующих средств,
предназначенных для последующего использования.
- внутренний трудовой распорядок на предприятиях питания.
- основную классификацию производственного инвентаря и кухонной
посуды.
- виды поверхностей производственного инвентаря и кухонной посуды
и их характеристики.
- требования к качеству подготовки производственного инвентаря и
кухонной посуды.
- правила чистки разных видов поверхностей производственного
инвентаря и кухонной посуды.
- правила мойки производственного инвентаря и кухонной посуды
ручным и механическим способом.
- виды посудомоечных машин для мытья производственного инвентаря
и кухонной посуды.
- правила
эксплуатации посудомоечной машины для мытья
производственного инвентаря и кухонной посуды.
- требования техники безопасности при эксплуатации посудомоечных
машин для мытья производственного инвентаря и кухонной посуды.
- правила использования чистящих, моющих и дезинфицирующих
средств, необходимых при подготовке производственного инвентаря и
кухонной посуды.
- рациональные методы и приемы выполнения работ при подготовке
производственного инвентаря и кухонной посуды.
- требования санитарии и гигиены при подготовке производственного
инвентаря и кухонной посуды.
- возможные последствия нарушения санитарии и гигиены.
- требования
к личной гигиене персонала при подготовке
производственного инвентаря и кухонной посуды.
- правила
безопасного
хранения
чистящих,
моющих
и
дезинфицирующих
средств,
предназначенных
для
последующего
использования.
- правила утилизации отходов.
-

АПМ.02 Выполнение первичной обработки сырья и приготовления
несложных блюд
1.1. Область применения программы
23

Программа ПМ 02 является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с профессиональным стандартам
по профессии (профессиям) СПО «Кухонный рабочий» для лиц с ОВЗ (с
различными формами умственной отсталости) и определяет результаты,
содержание и условия обучения, обеспечивающие освоения вида
деятельности (ВД).
1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения
курса
В результате освоения профессионального модуля обучающийся
должен иметь практический опыт:
обработки, нарезки и приготовления блюд из овощей и грибов;
подготовки гастрономических продуктов
уметь:
• проверять органолептическим способом годность овощей и грибов;
• выбирать
производственный инвентарь и оборудование для
обработки и приготовления блюд из овощей и грибов;
• обрабатывать различными методами овощи и грибы;
• нарезать и формовать традиционные виды овощей и грибов;
• охлаждать и замораживать нарезанные овощи и грибы
• проверять органолептическим способом качество гастрономических
продуктов;
• выбирать
производственный инвентарь и оборудование для
приготовления холодных блюд и закусок;
• проверять
органолептическим способом качество основных
продуктов и дополнительных ингредиентов;
• Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки,
яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.
• Проверять органолептическим способом качество и соответствие
основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним,
технологические требования к основным супам и соусам;
знать:
• ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству
различных видов овощей и грибов;
• характеристику основных видов пряностей, приправ, пищевых
добавок, применяемых при приготовлении блюд из овощей и грибов;
• технику обработки овощей, грибов, пряностей;
• способы минимизации отходов при нарезке и обработке овощей и
грибов;
• температурный режим и правила приготовления простых блюд и
гарниров из овощей и грибов;
• правила проведения бракеража;
24

способы сервировки и варианты оформления и подачи простых блюд
и гарниров, температуру подачи;
• правила хранения овощей и грибов;
• классификацию,
пищевую ценность, требования к качеству
гастрономических продуктов, используемых для приготовления холодных
блюд и закусок;
• правила
выбора основных гастрономических продуктов и
дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении холодных блюд и
закусок;
• классификацию и ассортимент, пищевую ценность;
• правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов
к ним, при приготовлении сладких блюд и напитков;
• Ассортимент, товароведную характеристику и требование к качеству
различных видов круп, макаронных изделий, муки, молочных и жировых
продуктов, яиц, творога;
• Правила
выбора основных продуктов и дополнительных
ингредиентов к ним при приготовлении супов и соусов;
•

Результатом освоения программы профессионального модуля является
овладение
обучающимися
видом
деятельности,
в
том
числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК, при наличии) компетенциями:
ПК 2.1 Производить первичную обработку, нарезку и формовку
традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ
ПК 2.2. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.
ПК 2.3. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара,
муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и
способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством клиентами
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать
его санитарное состояние

25



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(343) 258-95-95