УП 2020-2023гг (очная форма база 9кл) 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Пояснительная записка
Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной
программы (далее ОПОП) по подготовке специалистов среднего звена разработан на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. № 539 с
учетом примерной программы, а так же, на основании действующих нормативно правовых актов:
− Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об
образовании);
− Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области"
− приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования";
− приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 "О внесении изменений
в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования";
− приказа Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования";
− приказа Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. № 1580 "О внесении изменений
в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования,
утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 июня 2013 г. № 464";
− приказа Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 "Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ";
− приказа Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 "Об утверждении
порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования";
− приказа Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1186 "Об утверждении
порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном
образовании и их дубликатов"; приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014
г. № 115 "Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об
основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов";
− письма Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования»
− письма Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 17 февраля 2014 г. № 02-68 "О прохождении
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
общего образования обучающимися по образовательным программам среднего
профессионального образования".
− Устава техникума, локальных актов техникума

Организация учебного процесса
Учебный план определяет следующие характеристики ОПОП по специальности
среднего профессионального образования Коммерция (по отраслям):
− объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
− перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных
занятий по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и их составляющим
(междисциплинарным курсам (далее – МДК), учебной и производственной практике);
− распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной
аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям (и их составляющим);
− формы государственной итоговой аттестации, их распределение по семестрам, объемы
времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в
рамках государственной итоговой аттестации;
− объем каникул по годам обучения.
Основная цель подготовки по специальности Коммерция (по отраслям):
развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общих и
профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной
специальности.
При формировании учебного плана учтены следующие нормы:
− учебный год в техникуме начинается 1 сентября и заканчивается согласно,
календарному учебному графику ОП техникума, сводному годовому календарному
графику учебного процесса на учебный год по данной специальности.
− максимальная учебная нагрузка составляет 54 академических часа в неделю и включает
все виды обязательной учебной нагрузки и внеаудиторной (самостоятельной) учебной
работы;
− обязательная учебная нагрузка студентов при освоении ОПОП включает обязательную
аудиторную нагрузку и все виды практики в составе модулей;
− объем обязательной аудиторной нагрузки по каждой учебной дисциплине и каждому
профессиональному модулю составляет не менее 32 часов за весь курс изучения;
− объем обязательной аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении ОПОП в
период реализации программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на
базе основного общего образования в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.1186-03
в условиях 6-дневной учебной недели составляет 36 часов в неделю;
− продолжительность учебной недели – 6 дней; воскресенье – выходной;
− учебные занятия в техникуме проводятся по учебному расписанию, утверждаемому
директором техникума. Учебное расписание предусматривает непрерывность учебного
процесса в течение учебного дня, равномерность распределения образовательной
деятельности студентов в течение недели;
− продолжительность занятий теоретического обучения – 45 минут (академический час),
учебной и производственной практики – 6 часов;
− продолжительность перемен между учебными занятиями составляет не менее 10 минут;
− при реализации профессиональных модулей допускается неравномерное распределение
часов в течение недели при условии, что недельная нагрузка не будет превышать 36 часов,
а дневная – 8 часов;
− общая продолжительность каникул при освоении основной профессиональной
образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в период
реализации программы составляет не менее десяти недель в учебном году, в том числе не
менее двух недель в зимний период.
Данным учебным планом определена следующая продолжительность каникул:
летние каникулы - 9 недель, зимние - 2 недели.
− консультации для студентов предусматриваются в объеме 4 часа на 1 студента.

2

Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные,
устные), периодичность и время проведения консультаций определяются преподавателем
и указываются в графике работы кабинета. Время проведения консультаций не должно
совпадать с учебными занятиями группы.
− показатель практикоориентированности для программ составляет 50%.
Организация учебного процесса строится на основе реализации прав студентов на
выбор содержания, профиля и форм получения образования, исходя из требований ФГОС,
работодателей и запросов рынка труда.
Практика – вид учебной деятельности, направленный на формирование,
закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практика является обязательным разделом основной профессиональной
образовательной программы по специальности. Она представляет собой вид учебных
занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку студентов. Видами
практики являются: учебная практика, производственная практика по профилю
специальности и преддипломная. Согласно структуре ОПОП в учебном плане
предусмотрены следующие разделы:
− учебная практика (УП)
− производственная практика по профилю специальности (ПП);
- производственная практика (преддипломная)
Учебная практика проводится в учебной мастерской, оснащенной необходимым
оборудованием, согласно перечню материально – технического обеспечения реализации
ОПОП по специальности.
Учебная практика проводится преподавателями дисциплин профессионального
цикла.
Производственная практика проводится в организациях на основе договоров,
заключаемых между техникумом и организациями.
Учебная практика реализуется как непрерывно, так и путем чередования с
теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между
теоретическим обучением и содержанием практики. Допускаются отступления от
утвержденного графика и изменения в расписании учебных занятий в группе по причине
производственной необходимости.
В учебном плане предусмотрена (внеаудиторная) самостоятельная работа
студентов, содержание которой определяется рабочими учебными программами по
учебным дисциплинам и профессиональным модулям. На организацию самостоятельной
работой
отводится 50% учебного времени на все изучаемые дисциплины.
Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским и
практическим занятиям, разработку проектов, другие виды деятельности и обеспечивается
информационными ресурсами техникума. Внеаудиторная работа сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Самостоятельная работа студентов регламентируется Положением о самостоятельной
работе студентов в техникуме, методическими рекомендациями по организации
самостоятельной работы в техникуме, созданными педагогами и утвержденными
методическими и цикловыми комиссиями.
Содержание учебного плана распределено по циклам: общеобразовательный,
профессиональный и раздел.
Оценка качества освоения ОПОП включает текущий контроль результатов учебной
деятельности, промежуточную аттестацию по дисциплинам, междисциплинарным курсам
и профессиональным модулям и Государственную итоговую аттестацию студентов.

3

Порядок планирования, организации и проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации студентов определяется соответствующими локальными
актами техникума.
Для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям соответствующего ОПОП (текущая и промежуточная аттестация)
создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные
компетенции. Фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной
аттестации разрабатываются и утверждаются образовательной организацией
самостоятельно, а для государственной итоговой аттестации –разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного
заключения работодателей.
Фонд оценочных средств (далее ФОС) по каждой учебной дисциплине и
профессиональному модулю включает в себя паспорт контрольных точек, методические и
контрольно-измерительные материалы, предназначенные для оценивания знаний, умений
и компетенций на разных этапах освоения учебной дисциплины или профессионального
модуля, а так же точное описание системы оценивания, средств оценивания, критериев
оценивания. ФОС по дисциплине или профессиональному модулю обсуждается на
методическом объединении преподавателей, методическом совете техникума и
утверждается приказом директора техникума в соответствии с «Положением об учебно –
методическом комплексе».
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
ведущими преподавателями самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в
течение первых двух месяцев от начала обучения.
Текущий контроль знаний, умений может проводиться на любом из видов учебных
занятий. Средства текущего контроля выбираются преподавателем, исходя из специфики
дисциплины, сформированных элементов общих компетенций.
Преподаватель
обеспечивает разработку и формирование блока заданий, используемых для проведения
текущего контроля качества освоения программы учебной дисциплины или
профессионального модуля.
Для текущего контроля знаний, умений могут использоваться следующие
оценочные средства:
− устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;
− проверка выполнения письменных домашних заданий, практических и расчетнографических работ;
− защита практических, лабораторных работ;
− контрольные работы;
− тестирование, в т.ч. компьютерное;
− контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
− семинарские занятия;
− коллоквиумы;
− тестирование в Интернет-тренажере;
− выполнение комплексных практических заданий с элементами собеседования,
тестирования.
Возможно использование и других оценочных средств текущего контроля знаний,
умений, которые определяются преподавателем, обсуждаются на кафедре
общеобразовательных дисциплин, методическом совете техникума.
Для оценки результатов освоения ОПОП по специальности используются
накопительные и рейтинговые системы оценивания.

4

Реализация образовательной программы: теоретические занятия, практическая
подготовка, промежуточная и государственная итоговая аттестация возможны с
применением элементов ЭО и ДОТ, в исключительных случаях полностью.
Общеобразовательный цикл
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования
осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах
образовательной программы среднего профессионального образования.
Общеобразовательный цикл сформирован на основе требований федеральных
государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального
образования с учетом получаемой по специальности среднего профессионального образования.
Общий объем образовательной программы для реализации требований ФГОС СПО на базе
основного общего образования увеличен на 1476 часов, при этом срок обучения увеличен на 1 год.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом рекомендаций Письма Минобнауки
РФ в качестве профиля получаемого образования выбран социально-экономический профиль.
Общеобразовательный цикл учебного плана предусматривает изучение
обязательных учебных предметов:
• учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей,
• дополнительных учебных предметов, курсов по выбору
• общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне.
Общеобразовательный цикл содержит 12 учебных предметов, в том числе в цикл
«Общие учебные предметы» включены учебные предметы:
• "Русский язык",
• "Литература",
• "Иностранный язык",
• "Математика",
• "История" (или "Россия в мире"),
• "Физическая культура",
• "Основы безопасности жизнедеятельности ",
• "Астрономия";
• «Индивидуальный проект».
При этом учебный план профиля обучения содержит 3 учебных предмета,
изучаемых на углубленном уровне: математика, экономика, информатика.
В рамках освоения общеобразовательного цикла выполнение обучающимися
индивидуального проекта в течение 1 года на 1 курсе обучения.
Общепрофессиональный и профессиональный цикл
Общие и предметные компетенции студентов углубляются и расширяются при
изучении дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов ОПОП.
По дисциплинам общепрофессионального цикла формы промежуточной
аттестации - дифференцированный зачет, зачеты, проводимые за счет часов, отведенных
на освоение соответствующей учебной дисциплины.
Профессиональный цикл ОПОП по специальности состоит из 4 модулей,
направленных на освоение профессиональных компетенций, соответствующих основным
видам профессиональной деятельности по специальности:
 организация и управление торгово-сбытовой деятельностью;
 организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности;
 управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости
товаров;

5

 выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих.
Профессиональные модули представлены междисциплинарными курсами и
практикой (учебной и производственной).
Порядок промежуточной аттестации по профессиональному циклу определен в
учебном плане ОПОП.
Формирование вариативной части циклов ОПОП
Объем времени (648 часов), отведенный на вариативную часть учебных циклов
образовательной программы использован на увеличение объема времени, отведенного на
дисциплины и модули обязательной части, а также на введение новых дисциплин с целью
расширения общепрофессиональной и профессиональной подготовки с учетом требований
работодателей:
Индекс
ПП
ОГСЭ.05

Наименование циклов, разделов,
дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Психология общения / Психология личности и профессиональное
самоопределение
Математика

Макси
мальна
я
3186

Вар.
часть
648

48

32

96

24

Информационные технологии в профессиональной деятельности /
Адаптивные информационные и коммуникационные технологии

178

42

ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07
ОП.08
ОП.10
ОП.11
МДК.01.01
МДК.01.02

Экономика организации
Статистика
Менеджмент (по отраслям)
Документационное обеспечение управления
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Логистика
Бухгалтерский учет
Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия
Основы предпринимательской деятельности
Бизнес планирование в малом предпринимательстве
Организация коммерческой деятельности
Организация торговли

144
72
94
74
80
96
164
56
120
120
178
140

32
8
24
8
10
26
38
8
80
80
36
46

МДК.01.03

Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда

80

16

МДК.02.01
МДК.02.02
МДК.02.03
МДК.03.01

Финансы, налоги и налогообложение
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Маркетинг
Теоретические основы товароведения

130
90
84
74

34
22
16
24

МДК.03.02

Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров

226

42

ЕН.01
ЕН.02

Дисциплины введены в связи с возросшими требованиями рынка труда, для
целостного профессионального, художественно – эстетического и творческого развития
личности специалиста, исходя из современных тенденций и культуры обслуживания,
которые требуют всесторонних знаний, хорошего вкуса, профессиональных навыков.
Промежуточная аттестация по дисциплинам вариативной части ОПОП проходит в
форме дифференцированного зачета, зачета.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

6

Оценка качества освоения ППССЗ специальности включает текущий контроль
результатов учебной деятельности и промежуточную аттестацию обучающихся по
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям с целью
проверки уровня знаний и умений, сформированности общих и профессиональных
компетенций требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Текущий контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения
программ дисциплин, междисциплинарных курсов, а также стимулирования учебной
работы студентов, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к
промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебновоспитательного процесса.
Текущий контроль успеваемости обучающихся может иметь следующие формы:
- устный опрос на лекциях,
- проверка выполнения письменных заданий;
- защита практических работ;
- проведение контрольных работ;
- выполнение рефератов (докладов),
- подготовка презентаций;
- тестирование (письменное или компьютерное).
Возможны и другие формы текущего контроля знаний, которые определяются
преподавателями исходя из методической целесообразности, специфики учебной
дисциплины, междисциплинарного курса.
Промежуточная аттестация является основным механизмом оценки качества
подготовки обучающихся согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности и формой контроля учебной деятельности
обучающихся.
Предметом оценивания на промежуточной аттестации являются усвоенные знания,
освоенные умения, сформированные компетенции.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
с учетом времени на промежуточную аттестацию:
- экзамен по отдельной дисциплине;
- комплексный экзамен по двум или нескольким учебным дисциплинам;
- экзамен по междисциплинарному курсу;
- комплексный экзамен по двум или нескольким междисциплинарным курсам;
- экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;
- комплексный экзамен (квалификационный) по двум или нескольким
профессиональным модулям
без учета времени на промежуточную аттестацию:
- зачет по дисциплине;
- дифференцированный зачет по дисциплине;
- зачет по междисциплинарному курсу;
- дифференцированный зачет по междисциплинарному курсу;
- дифференцированный зачет или зачет по учебной / производственной практике.
Конкретные формы и процедуры промежуточной аттестации доводятся до
сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям ППССЗ по специальности (текущая и промежуточная аттестация)
создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания,
практический опыт и освоенные компетенции.
Эти фонды включают контрольные вопросы и типовые задания для практических
занятий, контрольных работ, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие
программы; примерную тематику курсовых работ, рефератов и т.п., а также иные формы
контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

7

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются техникумом самостоятельно, а для промежуточной аттестации по
профессиональным модулям разрабатываются и утверждаются после предварительного
положительного заключения работодателей.
Государственная итоговая аттестация выпускников
Государственная итоговая аттестация выпускника образовательного учреждения
среднего профессионального образования является обязательной.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план специальности.
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломной работы), тематика которой соответствует
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
3. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по ОПОП
№ Кабинета
103
109

110

201
202
209

212
213
224
301
302

Наименование кабинета
Кабинет:
Истории и обществознания
Кабинет:
− Химии
− Микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Лаборатория:
Микробиологии, санитарии и гигиены
Кабинет:
− Товароведения продовольственных товаров
− Технического оснащения и организации рабочего места
− Технологий кулинарного и кондитерского производства
− Организации обслуживания
− Организации хранения и контроля запасов сырья
− Стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия
Лаборатория:
- Технического оснащения торговых организаций и охраны труда
- Товароведения
Кабинет:
Рисунка и живописи, специального рисунка
Кабинет:
Физики, астрономии
Кабинет:
−
Иностранного языка
−
Финансов, денежного обращения и кредитов
−
Экономической теории
−
Организации коммерческой деятельности и логистики
−
Междисциплинарных курсов
Актовый зал
Спортивный комплекс
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Библиотека, читальный зал
Кабинет:
Информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности
Лаборатория:

8

305
306
309

309а
310
401

405

406

− Информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности
− Автоматизированного
проектирования
технологических
процессов
программирования систем ЧПУ
Кабинет:
Математика
Кабинет:
Русского языка и литературы
Кабинет:
− Гуманитарных и социально - экономических дисциплин
− Экономики организации
− Экономики отрасли
− Статистики
− Бухгалтерского учета, налогообложения и аудита
− Менеджмента
− Теории бухгалтерского учета
− Анализа финансово-хозяйственной деятельности
− Документационного обеспечения управления
Лаборатория:
Учебная бухгалтерия
Кабинет:
Иностранного языка
Кабинет:
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Стрелковый тир
Кабинет:
− Истории и обществознания
− Искусства (МХК)
Кабинет:
− Медико-биологических дисциплин
− Экологических основ природопользования

и

9



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(343) 258-95-95