Подписано цифровой подписью:
Полетаева Н.В.
DN: cn=Полетаева Н.В., o=ГАПОУ СО
"ЕТХМ", ou=Директор,
email=2589595@mail.ru, c=RU
Дата: 2022.03.19 09:21:38 +05'00'
Пояснительная записка к учебному плану
1. Нормативная база реализации ОПОП 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей
Учебный план предназначен для реализации требований ФГОС СПО на базе
основного общего образования. Настоящий учебный план основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования ГАПОУ СО
«ЕТХМ» разработан на основании следующих нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1581 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 г.,
регистрационный № 44800);
- Приказ Минпросвещения России от 17.12.2020г. №747 «О внесении изменений в
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального
образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г.,
регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной
деятельности);
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
- Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5
августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13
марта 2017 г. № 275н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
мехатронным системам автомобиля».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23
марта 2015 г. № 187н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных
средств при периодическом техническом осмотре» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 29 апреля 2015 г., регистрационный № 37055);
– Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего
профессионального образования (утв. Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 02.09.2020 года № 457);
– Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 09 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Примерная основная образовательная программа – ОП ППКРС по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
2. Общие положения
Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие
образовательную программу в соответствии с учебным планом, могут осуществлять
профессиональную деятельность: 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в
промышленности.
Учебный план разработан для очной формы обучения.
Начало учебного года 1 сентября, режим работы образовательной организации
шестидневный.
Срок получения образования по учебному плану в соответствии с требованиями
ФГОС СПО составляет 2 года 10 месяцев.
Учебный план разработан в соответствии с квалификацией квалифицированного
рабочего, служащего, указанной в Перечне профессий и специальностей среднего
профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный №
30861), (с изменениями и дополнениями):
слесарь по ремонту автомобилей ↔ водитель автомобиля.
3. Общеобразовательный цикл
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего
образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования
в пределах образовательной программы среднего профессионального образования.
Общеобразовательный цикл сформирован на основе требований федеральных
государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего
профессионального образования с учетом получаемой профессии среднего
профессионального образования.
Общий объем образовательной программы для реализации требований ФГОС СПО
на базе основного общего образования увеличен на 2772 часа, при этом срок обучения
увеличен на 2 года. Из них на реализацию общеобразовательного цикла учебным планом
отведено 2196 часов. Остаток часов (540 ч) отведен на реализацию вариативной части
профессиональной подготовки.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом рекомендаций Письма
Минобнауки РФ в качестве профиля получаемого образования выбран технологический
профиль.
Общеобразовательный цикл учебного плана предусматривает изучение
обязательных учебных предметов:
• учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей,
• дополнительных учебных предметов, курсов по выбору
• общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне.
Общеобразовательный цикл содержит 12 учебных предметов, в том числе в цикл
«Общие учебные предметы» включены учебные предметы:
• "Русский язык",
• "Литература",
• "Иностранный язык",
• "Математика",
• "История" (или "Россия в мире"),
• "Физическая культура",
• "Основы безопасности жизнедеятельности ",
• "Астрономия";
• «Индивидуальный проект».
При этом учебный план профиля обучения содержит 3 учебных предмета,
изучаемых на углубленном уровне: математика, физика, информатика.
В рамках освоения общеобразовательного цикла выполнение обучающимися
индивидуального проекта в течение 1 года на 1 курсе обучения.
4. Структура образовательной программы и учебного плана
Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих
и профессиональных компетенций и составляет 80 процентов от общего объема времени,
отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (20%) использована для расширения
основных видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник, углубления
подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций,
необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с
запросами регионального рынка труда. За счет остатка часов от общеобразовательного
цикла вариативная часть составляет 23% от всего объема часов на образовательную
программу.
Индекс
ОПЦ
ОП.01
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
Наименование циклов, разделов,
дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик
Общепрофессиональный цикл
Электротехника
Материаловедение
Безопасность жизнедеятельности
Физическая культура
Экологические основы природопользования
Информационные технологии в профессиональной
ОП.07
деятельности / Адаптивные информационные и
коммуникационные технологии
ОП.08
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Социальная адаптация на рынке труда / Психология
ОП.09
личности и профессиональное самоопределение
ПЦ
Профессиональный цикл
Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и
ПМ.01
механизмов автомобиля
УП.01
Учебная практика
ПП.01
Производственная практика
ПМ.02
Техническое обслуживание автотранспорта
МДК.02.01 Техническое обслуживание автомобилей
УП.02
Учебная практика
ПП.02
Производственная практика
ПМ.03
Текущий ремонт различных типов автомобилей
МДК.03.01 Слесарное дело и технические измерения
МДК.03.02 Ремонт автомобилей
УП.03
Учебная практика
ПП.03
Производственная практика
Объем образовательной программы в академических часах
Объём ОП
Обяз. Вар.
часть часть
180
206
36
6
32
24
36
14
40
32
32
34
32
32
972
802
266
252
72
36
302
78
72
36
404
36
110
108
144
3420
108
144
282
30
108
144
268
6
82
144
36
1008
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
Объем
образовательной
программы в академических часах
Общепрофессиональный цикл
не менее 180
Профессиональный цикл
не менее 982
Государственная итоговая аттестация:
на базе основного общего образования
72
Общий объем образовательной программы:
на базе основного общего образования, включая 4428
получение среднего общего образования в
соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта
среднего общего образования
Перечень и объем дисциплин и модулей образовательной программы определен с
учетом ПООП в основной таблице учебного плана
В общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы)
образовательной программы выделен объем работы обучающихся во взаимодействии с
преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное
занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и
самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов
образовательной программы выделено 98 процентов от объема учебных циклов
образовательной программы.
В учебные циклы включена промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными в
техникуме фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения
запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов
обучения.
В качестве форм промежуточной аттестации в учебном плане использованы:
• Экзамен
• Экзамен по модулю
• Дифференцированный зачет
• Комплексный дифференцированный зачет
• Защита индивидуальных проектов (в учебном плане в колонке «Другие формы
контроля»
В соответствии с требованиями 464 приказа количество зачетов в учебном году не
превышает 10, а экзаменов – 8, а именно:
1 курс - 9 дифзачетов, 1 экзамен;
2 курс - 8 дифзачетов, 4 экзамена;
3 курс - 10 дифзачетов, 4 экзамена.
В указанное количество не входят зачеты по физической культуре.
Количество экзаменов и зачетов рассчитано с учетом комплексных форм контроля:
Наименование
Се
Вид
[Семестр проведения комплексного вида
№
комплексного
мес
контроля
контроля] Наименование дисциплины/МДК
вида контроля
тр
[6] УП.03 Учебная практика
Комплексный
1 Диф. зач
6 [6] ПП.03 Производственная практика
диф. зачет
[6] ПП.02 Производственная практика
Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной
форме обучения предусматривает освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме
40 академических часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68
академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) – 35 ч - 70
процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек предусмотрено использование
70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности",
предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских
знаний.
В учебном плане предусмотрено включение адаптационных дисциплин,
обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Психология личности и профессиональное самоопределение
- Адаптивные информационные и коммуникационные технологии.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды
практик: учебная практика и производственная практика.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделенного на
проведение практик, определено в объеме 53 процента от профессионального цикла
образовательной программы.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной
квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.