Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение
Свердловской области «Екатеринбургский техникум химического машиностроения»
(ГАПОУ СО «ЕТХМ»)
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общие положения
1.1. Аннотация
1.2. Нормативные основания разработки образовательной программы
1.3. Требования к поступающим на программу
2.
Общая характеристика образовательной программы среднего
профессионального образования
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
3.
4.
5.
6.
Методическая документация, определяющая структуру и организацию
образовательного процесса
5.1. Учебный план
5.2. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
5.3. Условия реализации образовательной программы
5.3.1.Кадровое обеспечение образовательной программы
5.3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
5.3.3.Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рабочая программа профессионального воспитания
Приложения
4
4
4
5
5
6
10
10
11
11
11
15
16
16
16
18
18
3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Аннотация
Содержание среднего профессионального образования по специальности 15.02.08
Технология машиностроения определяется программой подготовки специалистов
среднего звена (далее – образовательная программа).
Концептуальная база, лежащая в основе разработки образовательной программы:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 15.02.08 Технология машиностроения утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. № 350,
зарегистрированного Министерством юстиции (№ 33204 от 22 июля 2014);
− Примерная основная
профессиональная образовательная программа по
специальности среднего профессионального образования 151901 Технология
машиностроения рассмотрена на заседании рабочей группы Ресурсного центра развития
профессионального образования машиностроительного и металлообрабатывающего
профиля по проектированию примерных образовательных программ (протокол № 4 от
12.05.2011 года);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г.
№ 615н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по технологиям
материалообрабатывающего производства";
− требования, предъявляемые к участникам чемпионатов WorldSkills Russia (WS)/
WorldSkills International (WSI) по компетенции «ТОКАРНАЯ ОБРАБОТКА НА СТАНКАХ С
ЧПУ»;
− региональные требования.
Образовательный и профессиональный стандарты характеризуют квалификацию,
необходимую выпускнику для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности, трудовой функции и используются в качестве основы для создания учебнометодического комплекса, при составлении программ профессиональных модулей и
общепрофессиональных дисциплин, учебно-методических материалов, а также при
выборе форм и методов обучения.
Результат освоения образовательной программы и сформированности компетенций
подтверждается в рамках государственной итоговой аттестации, которая включает
подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа,
дипломный проект).
1.2. Нормативные основания разработки образовательной программы:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
− Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г.,
регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной
деятельности);
− Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
4
программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
ноября 2017 г. № 1138 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 16 августа 2013 г. № 968»;
− Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный №
28785).
1.3. Требования к поступающим на программу
Прием на обучение осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее
образование.
Поступающие обязаны пройти предварительный медицинский осмотр
(постановление Правительства РФ № 697 от 14 августа 2013 г.) и представить справку.
Требуется владение русским языком, так как обучение в техникуме ведется на
государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Документы, предъявляемые поступающим при подаче заявления:
− гражданами Российской Федерации: оригинал или ксерокопия документов,
удостоверяющих личность и гражданство; оригинал или ксерокопию документа об
образовании и (или) квалификации; 4 фотографии;
- иностранными гражданами, лицами без гражданства, в т.ч. соотечественниками,
проживающими за рубежом: копию документа, удостоверяющего личность
поступающего, либо документ, удостоверяющих личность иностранного гражданина в
Российской Федерации, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля
2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации»; оригинал документа иностранного государства об образовании и (или) о
квалификации (или его заверенную в установленном порядке копию), если
удостоверяемое указанным документом образование признается в Российской Федерации
на уровне соответствующего образования в соответствии со статьей 107 Федерального
закона; заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа
иностранного государства об образовании и (или) 7 квалификации и приложения к нему;
копии документов или иных доказательств, подтверждающих принадлежность
соотечественника, проживающего за рубежом, к группам, предусмотренным статьей 17
Федерального закона от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников за рубежом; 4 фотографии.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Миссия ППССЗ по специальности 15.02.08. Технология машиностроения состоит
в создании, поддержании и ежегодном обновлении условий, обеспечивающих
качественную подготовку выпускников из числа обучающихся в соответствии с
требованиями современного рынка труда, с учетом запросов работодателей,
особенностями развития
региона, способных к успешной работе в сфере
производственной на предприятиях и в организациях Свердловской области и России.
В области обучения целью ППССЗ является подготовка специалиста:
5
- обладающего общими и профессиональными компетенциями, позволяющими
эффективно адаптироваться на рынке труда;
- способного к саморазвитию и самообразованию, к выстраиванию собственной
траектории карьерного роста, социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
В области воспитания личности целью ППССЗ является формирование
социально-личностных
и
профессионально
важных
качеств
выпускников:
целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения
работать в коллективе, ответственности за конечный результат профессиональной
деятельности, гражданственности, адаптивности.
ППССЗ по специальности 15.02.08. Технология машиностроения ориентирована
на реализацию следующих принципов:
• приоритет практико-ориентированных знаний (практикоориентированность);
• ориентация на развитие местного и регионального сообщества;
• формирование готовности обучающегося действовать в условиях частой
смены видов профессиональной деятельности;
• развитие потребности выпускника к саморазвитию и готовности к
инновационной деятельности в профессиональной сфере;
• реализация компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного
подходов.
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: техник
Форма обучения: очная.
Срок освоения ППССЗ по специальности 15.02.08. Технология машиностроения,
базовая подготовка, очная форма обучения для обучающихся на базе основного
общего образования
составляет 3года 10 месяцев.
Трудоемкость ППССЗ по специальности 15.02.08. Технология машиностроения
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме
обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулы
Итого
83 нед.
25 нед.
4 нед.
6 нед.
6 нед.
23 нед.
147 нед.
РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Область профессиональной деятельности выпускника: разработка и внедрение
технологических процессов производства продукции машиностроения; организация
работы структурного подразделения.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
− материалы, технологические процессы, средства технологического
оснащения
(технологическое
оборудование,
инструменты,
технологическая оснастка);
− конструкторская и технологическая документация;
− первичные трудовые коллективы.
Техник готовится к следующим видам деятельности:
6
− Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.
− Участие в организации производственной деятельности структурного
подразделения.
− Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей
машин и осуществление технического контроля.
− Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих.
Задачи деятельности выпускника
Выпускник по специальности 15.02.08. Технология машиностроения должен
решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами
деятельности:
В области разработки технологических процессов изготовления деталей
машин (ВД 1):
- использовать конструкторскую документацию при разработке
технологических процессов изготовления деталей;
- выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования;
- составлять маршруты изготовления деталей и проектировать
технологические операции;
- разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей;
использовать
системы
автоматизированного
проектирования
технологических процессов обработки деталей.
В области участия в организации производственной деятельности
структурного подразделения (ВД 2):
- участвовать в планировании и организации работы структурного
подразделения;
- участвовать в руководстве работой структурного подразделения;
- участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
В области участия во внедрении технологических процессов
изготовления деталей машин и осуществление технического контроля (ВД 3):
- участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению
деталей;
- проводить контроль соответствия качества деталей требованиям
технической документации.
В области выполнения работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих (ВД 4):
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с
функциональными обязанностями должностной инструкции профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов в соответствии с требованиями
Единого тарифно-квалификационного справочника ЕТКС).
Трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт «Специалист по
технологиям материалообрабатывающего производства». Виды деятельности по
компетенции WSR «Токарная обработка на станках с ЧПУ».
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Уровень
Код
квалификации
Наименование
Трудовые функции
Наименование
Код
Уровень
(подуровень)
квалификации
7
В
Технологическая
подготовка и
обеспечение
производства
изделий
машиностроения
средней
сложности
6
Обеспечение
технологичности
конструкции
изделий
машиностроения
средней
сложности
Выбор заготовок
для
производства
деталей
машиностроения
средней
сложности
Разработка
технологических
процессов
изготовления
изделий
машиностроения
средней
сложности
Проектирование
простой
технологической
оснастки,
разработка
технических
заданий на
проектирование
специальной
технологической
оснастки
Контроль и
управление
технологическими
процессами
изготовления
изделий
машиностроения
средней
сложности
В/01.6
6
В/02.6
6
В/03.6
6
В/04.6
6
В/05.6
6
Виды деятельности по компетенции WSR «Токарная обработка на станках с ЧПУ».
Современные токарные станки с ЧПУ требуют широких познаний в области
технологии машиностроения и металлообработки. В связи с быстрым развитием
технологий в области металлообработки, требования к операторам станков с ЧПУ
постоянно возрастают. Оператор станка с ЧПУ должен уметь:
- грамотно читать чертежи изготавливаемой детали;
- работать с системой ЧПУ;
- грамотно использовать мерительный инструмент при измерительных операциях;
- устанавливать, настраивать всю требуемую оснастку для изготовления данной
детали;
- подбирать режимы резания относительно обрабатываемого материала;
- заполнять карты наладки и операционные карты.
Конкурсные задания для полуфинала Национального чемпионата World Skills Russia
по компетенции «Токарная обработка на станках с ЧПУ»
8
Организация «WorldSkills Russia» в соответствии с Уставом WorldSkills Russia,
Регламентом и Правилами конкурса, приняла следующие минимальные требования к
профессиональной компетенции «Токарная обработка на станках с ЧПУ» для конкурса
«World Skills».
Квалификация и Объем работ. На соревнованиях Участники демонстрируют, а
Эксперты оценивают компетенции в предметной области:
• Грамотно прочитать чертеж изготавливаемой детали;
• Работать в оболочке ПО Shop Turn на стойке с ЧПУ Siemens 840D SL;
• Программировать и корректировать управляющую программу в G-кодах;
• Грамотно использовать мерительный инструмент в операциях измерения;
• Правильно установить и настроить всю требуемую оснастку для изготовления
данной детали;
• Подбирать режимы резания в зависимости от обрабатываемого материала;
• Заполнять карту наладки и операционную карту.
Тестовое задание состоит исключительно из практической работы.
Объем работ по программированию и эксплуатации токарных станков серии СТХ
с системой управления «Sinume rik 840D Solutionline Shop TURN»)
1.Система координат (станок, деталь)
2.Клавиши панели оператора и станочного пульта
3.Ручной режим управления
- перемещение суппорта с помощью клавиш управления
- перемещение суппорта с помощью маховика
- управление револьверной головкой
- установка параметров зажимного устройства
- управление главным и дополнительным шпинделями
- управление задней бабкой
- перемещение суппорта в наладочном режиме базовые операции обработки
4.Управление инструментом
- обзор применяемых режущих инструментов;
- параметры режущих инструментов;
- заполнение списка инструментов;
- управление инструментами внутри списка;
- измерение инструмента по заготовке;
- измерение инструмента от торца зажимного патрона;
- измерение инструмента посредством встроенного устройства.
5. Нулевая точка детали
- обзор смещений нулевой точки;
- установка базового (дополнительных) смещений нулевой точки;
- измерение нулевой точки детали;
- работа со списком смещений нулевой точки.
6. Определение точки смены инструмента
7. Разработка управляющей программы обработки детали
7.1. Основы:
- абсолютные и инкрементальные размеры;
- варианты задания прямых и окружностей;
7.2 Присвоение имени, создание программных кадров
7.3 Структура программы
- задание заготовки, смещения нулевой точки детали;
- задание точки смены инструмента;
- вызов режущего инструмента;
- задание параметров отвода инструмента;
9
- прямые или круговые движения по траектории;
- обзор и задание циклов простой токарной обработки;
- обзор и задание циклов токарной обработки контура;
- создание нового контура;
- выборка остаточного материала;
- позиционирование задней бабки;
- графическая симуляция обработки;
- повторение программных кадров;
- повтор выполнения программы n-ое количество раз.
7.4Редактирование:
- редактирование программных кадров;
- редактирование контура.
7.5Управление программами:
- удаление программ;
- переименование программ;
- копирование программ с присвоением нового имени;
- копирование и изменение программных кадров;
- копирование и изменение контура с присвоением нового имени;
- сохранение данных наладки (нулевые точки, данные инструментов).
8. Отработка программы в автоматическом режиме:
- проверка программы в тестовом режиме;
- проверка программы в режиме симуляции;
- отработка программы в покадровом режиме работы;
- коррекция программы в процессе отработки;
- ввод данных износа режущего инструмента.
9. Обработка детали в автоматическом режиме:
- управление ходом программы (стар, стоп программы, изменение скорости
подачи и оборотов шпинделя);
- запуск программы с определенного кадра ;
- симуляция во время обработки;
- управление износом режущего инструмента.
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
10
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Техник
должен
обладать
профессиональными
компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
1. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке
технологических процессов изготовления деталей.
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать
технологические операции.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки
деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования
технологических процессов обработки деталей.
2. Участие в организации производственной деятельности структурного
подразделения.
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного
подразделения.
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности
подразделения.
3. Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей
машин и осуществление технического контроля.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по
изготовлению деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям
технической документации.
4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих.
5. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРУ
И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Учебный план
Учебный план приведен в Приложении.
На основе Базисного учебного плана примерной основной образовательной
программы разрабатывается учебный план по специальности. Рабочий учебный план
определяет перечень, объем, распределение по семестрам, последовательность
изучения
(освоения,
проведения)
дисциплин,
профессиональных модулей,
междисциплинарных курсов, учебной, производственной практик, виды учебных занятий,
формы промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся.
Учебный план специальности включает в себя следующие структурные элементы:
1. График учебного процесса;
11
2. Сводные данные по бюджету времени;
3. План учебного процесса;
4. Сведения о комплексных формах контроля
5. Распределение компетенций
6. Перечень лабораторий кабинетов, мастерских
7. Пояснительная записка к рабочему учебному плану.
Учебный план специальности определяет качественные и количественные
характеристики ППССЗ по специальности. В учебном плане отображается логическая
последовательность объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам
обучения и по семестрам; перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей
и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной
практик); последовательность изучения учебных
дисциплин и профессиональных
модулей; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной
аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам и
объемные показатели подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.
Рабочим учебным планом предусматривается:
- начало учебных занятий на 1, 2, 3, 4 курсах – 01 сентября, окончание – в
соответствии с календарным графиком учебного процесса;
- шестидневная рабочая неделя.
- продолжительность учебных занятий - 45 минут.
- проведение сдвоенных учебных занятий одной дисциплины (МДК) группировка парами с пятиминутным перерывом между занятиями, с перерывом 10
минут между парами;
- большая перемена (перерыв на обед) – 40 минут.
Для освоения профессионального цикла планируется их концентрированное
изучение за счет объединения занятий в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых
дисциплин в течение дня и недели. Для реализации концентрированного изучения:
- учебный год разбит на учебные семестры (осенний и весенний), учебные
семестры разделены на 1 и 2, 3 и 4 учебные четверти;
- основное (постоянное) расписание на учебную четверть предусматривает в
течение недели изучение двух, трех «основных» дисциплин, чередуя их с «дисциплинамиразбавителями».
Дисциплина Физическая культура предусматривает еженедельно 2 часа
обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки.
Самостоятельная нагрузка включает различные формы внеаудиторных занятий в
спортивных
клубах,
секциях. Дисциплина
Физическая
культура
в составе
общеобразовательного цикла и дисциплина Физическая культура в составе цикла ОГСЭ
имеют разные программы и реализуются последовательно. Объем обязательной
аудиторной нагрузки по учебной дисциплине составляет не менее 32 часов за весь курс
изучения.
Предусмотрено выполнение курсового проекта по дисциплине Технологическая
оснастка и комплексного курсового проекта по профессиональному модулю ПМ.01.
Разработка технологических процессов деталей машин, ПМ.02 Участие в организации и
руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения.
Выполнение курсовых проектов рассматривается как вид учебной деятельности и
реализуется в пределах времени, отведенного на изучение модуля.
Выполнение курсовых работ рассматривается как вид учебной деятельности и
реализуется в пределах времени, отведенного на изучение дисциплины и модуля.
Реализация ППССЗ обеспечивает выполнение обучающимися лабораторных
работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические
задания с использованием персональных компьютеров с лицензионным программным
обеспечением. Проведение лабораторных работ в рамках освоения обучающимися
12
профессиональных
модулей и дисциплин предусмотрено в условиях созданной
соответствующей образовательной среды, а также может осуществляться с участием
социальных партнеров.
При разработке учебного плана ППССЗ - максимальный объем учебной нагрузки
обучающегося составляет 54 академических часа в неделю при шестидневной учебной
неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной
работы, всех учебных циклов и разделов образовательной программы. Максимальный
объем аудиторной нагрузки составляет 45 академических часов в неделю.
Аудиторная нагрузка студентов предполагает проведение теоретических занятий,
практических занятий и лабораторных работ.
При формировании ППССЗ распределяется весь объем времени, отведенного
на реализацию ППССЗ, включая инвариантную и вариативную части. Объем времени,
отведенный на промежуточную аттестацию, составляет не более одной недели в семестр.
Промежуточная аттестация в форме экзамена, (экзамена квалификационного) проводится
в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки.
Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета
проводится
за
счет
часов,
отведенных
на
освоение
соответствующего
междисциплинарного курса или дисциплины. Количество экзаменов в каждом учебном
году в процессе промежуточной аттестации обучающихся по очной форме обучения
не превышает 8, а количество зачетов и дифференцированных зачетов – 10.
Продолжительность каникул в зимний период составляет не менее двух недель.
Учебным планом предусматривается изучение общеобразовательных предметов
на первом, втором курсах обучения, в том числе одновременно с изучением курсов,
дисциплин (модулей) гуманитарной и социально – экономической направленности
(профиля), общепрофессиональных и профессиональных курсов, дисциплин (модулей)
(приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г.
№ 464, от 15.12.2014 № 1580, письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 19.12.2014 № 06-1225).
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего
образования осуществляется с одновременным получением среднего общего
образования в пределах ППССЗ.
ППССЗ разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных
государственных образовательных
стандартов
среднего
общего
и
среднего
профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об
образовании).
При реализации образовательной программы среднего общего образования в
пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования учитывается
специальность среднего профессионального образования соответствующего профиля
профессионального образования.
Общеобразовательный цикл ППССЗ на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования предусматривает изучение не менее одной
общеобразовательной учебной дисциплины из каждой предметной области, не менее 3
учебных дисциплин на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю
обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебный план включена дополнительная учебная дисциплина «Основы
проектной деятельности» по выбору обучающихся, учитывающая специфику и
возможности техникума. В учебном плане по указанной дополнительной учебной
дисциплине предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта
(работы).
При разработке учебного плана
спланирована обязательная аудиторная
учебная нагрузка обучающихся по учебной дисциплине в следующих объемах : по
13
базовой - не менее 34 час., по профильной - не менее 68 час.
Учебный план предусматривает изучение общеобразовательных дисциплин на
первом курсе обучения.
Качество освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла по ППССЗ
оценивается в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий
контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на освоение
соответствующих общеобразовательных учебных дисциплин, как традиционными, так
и инновационными методами, включая компьютерные технологии. Промежуточная
аттестация проводится в форме дифференцированных зачетов и экзаменов:
дифференцированные зачеты - за счет времени, отведенного на соответствующую
общеобразовательную дисциплину, экзамены - за счет времени, выделенного ФГОС
СПО по специальности. Экзамены проводятся по учебным дисциплинам «Русский
язык», «Математика», «Физика».
Обучающиеся по ППССЗ, не имеющие среднего общего образования, вправе
пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение
образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении
которой им выдается аттестат о среднем общем образовании (часть 6 статьи 68
Федерального закона об образовании).
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный
план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком
проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
соответствующим
образовательным программам (часть 6 статьи 59 Федерального закона об
образовании).
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего
общего образования проводится в форме защиты ВКР.
Качество освоения программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла
ППССЗ оценивается в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий
естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В
состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных
курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная
практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
Обучающиеся, согласно приложению к ФГОС, в рамках профессионального
модуля осваивают профессии 18809 Станочник широкого профиля, 16045 Оператор
станков с программным управлением.
Обязательная часть ППССЗ базовой подготовки предусматривает изучение
следующих обязательных дисциплин: Основы философии, История, Иностранный
язык, Физическая культура, Безопасность жизнедеятельности. Объем часов на
дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение
основ военной службы - 48 часов.
Реализация образовательной программы возможна с применением элементов ЭО и
ДОТ, в исключительных случаях полностью. Вариативная часть в объеме 900 часов
использована на увеличение объема инвариантных общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей. Основанием для введения новых дисциплин, увеличения
объема часов профессионального цикла является потребность в получении
дополнительных умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности
выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда, требования
Профессионального стандарта «Специалист по технологиям материалообрабатывающего
производства», требования к компетенции WorldSkills Russia (WSR) «Токарная обработка
14
на станках с ЧПУ», уровень подготовленности обучающихся.
Распределение вариативной части ППССЗ представлено в пояснительной
записке к учебному плану.
С целью учета требований Профессионального стандарта «Специалист по
технологиям материалообрабатывающего производства» за счет часов вариативной
части ППССЗ внесены коррективы в содержание инвариантных дисциплин и
междисциплинарных курсов (с увеличением объема часов и без изменения объема):
№
п/п
1
2
3
4
5
Включено новое содержание. Требования к трудовым действиям, необходимым
умениям и необходимым знаниям по трудовым функциям.
ОП.09. Технологическая оснастка
МДК.01.01. Технологические процессы изготовления деталей машин
МДК.03.02. Контроль соответствия качества деталей требованиям технической
документации
МДК.03.01. Реализация технологических процессов изготовления деталей
ОП.07. Технологическое оборудование
5.2. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
Оценка качества освоения образовательной программы включает текущий
контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации
обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю доводятся до сведения
обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания,
практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются техникумом самостоятельно, а для промежуточной аттестации по
профессиональным модулям - разрабатываются и утверждаются после предварительного
положительного заключения работодателей.
ГИА проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы. ГИА
осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС СПО и Порядком проведения ГИА
по образовательным программам СПО.
В исключительных случаях проведение промежуточной аттестации и ГИА
возможно с применением ДОТ и ЭО. Программа ГИА (Приложение) разрабатывается
ежегодно предметно-цикловой комиссией и утверждается директором техникума после
предварительного согласования с работодателями и обсуждения на заседании
Педагогического совета.
Программа ГИА определяет:
- вид ГИА;
- объем времени на подготовку и проведение ГИА;
- сроки проведения ГИА;
- тематику и объем ВКР;
- необходимые материалы для выполнения ВКР;
- условия подготовки и процедуру проведения ГИА;
- критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника.
Задания ВКР разрабатываются на основе типовых заданий, приведенных в
примерной программе, с целью обеспечения единых требований к ГИА, основываются на
15
международных практиках оценки успешности освоения программ профессионального
образования по специальности и проходят экспертную оценку на ПЦК.
Программа ГИА доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть
месяцев до начала ГИА.
5.3. Условия реализации образовательной программы
Условия реализации образовательной программы соответствуют назначению
программы, характеристике профессиональной деятельности, к которой готовятся
выпускники, установленным требованиям к результатам освоения программы.
5.3.1. Кадровое обеспечение образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и
педагогическими работниками ЕТХМ, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности.
Квалификация педагогических работников ЕТХМ отвечает квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах (при наличии).
Педагогические работники получают дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности в общем числе педагогических
работников, реализующих образовательную программу составляет не менее 25 %.
5.3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ЕТХМ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение
всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом
(Приложение).
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
№ Кабинета
Наименование кабинета
103
Кабинет:
Истории и обществознания
109
Кабинет:
− Химии
− Микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Лаборатория:
Микробиологии, санитарии и гигиены
113
Мастерская:
токарно-механическая
Тренажеры:
− тренажер для отработки координации движения рук при
токарной обработке
16
− демонстрационное устройство токарного станка
− тренажер для отработки навыков управления
токарного станка
114
116
202
210
212
213
224
230
231
301
302
305
306
309
310
401
суппортом
Мастерская:
слесарно-механическая
Мастерская:
сварочная для сварки неметаллических материалов
Кабинет:
Физики, астрономии
Кабинет:
− Материаловедения
− Технических измерений
Технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах
Актовый зал
Спортивный комплекс
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Библиотека, читальный зал
Кабинет:
− Теоретических основ сварки и резки металлов
− Метрологии, стандартизации и сертификации
Кабинет:
− Материаловедения
− Электротехники
Кабинет:
Информатики и информационных технологий в профессиональной
деятельности
Лаборатория:
− Информатики и информационных технологий в профессиональной
деятельности
− Автоматизированного проектирования технологических процессов и
программирования систем ЧПУ
Кабинет:
Математика
Кабинет:
Русского языка и литературы
Кабинет:
− Гуманитарных и социально - экономических дисциплин
− Экономики организации
− Экономики отрасли
− Статистики
− Бухгалтерского учета, налогообложения и аудита
− Менеджмента
− Теории бухгалтерского учета
− Анализа финансово-хозяйственной деятельности
− Документационного обеспечения управления
Кабинет:
Иностранного языка
Кабинет:
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Стрелковый тир
17
406
409
410
Кабинет:
− Медико-биологических дисциплин
− Экологических основ природопользования
Кабинет:
− Технического черчения
− Технической графики
− Инженерной графики
Лаборатория:
− Технической механики
− Материаловедения
Кабинет:
Технологии машиностроения
Лаборатория:
Системы
автоматизированного
проектирования
процессов
технологических
Помещения для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля
и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы,
мастерские и лаборатории, оснащены оборудованием, техническими средствами обучения
и материалами, учитывающими требования международных стандартов. Помещения для
самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечен рабочим
местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
5.3.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и электронными
изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому
профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание
или электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося
(Приложение). Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими
за последние 5 лет.
В качестве основной литературы используются учебники, учебные пособия,
предусмотренные ОПОП.
В условиях электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа
не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной
библиотеке).
6. Рабочая программа профессионального воспитания
1. Паспорт программы
Программа профессионального воспитания и социализации обучающихся
ГАПОУ СО «ЕТХМ» по специальности среднего профессионального
образования программы подготовки специалистов среднего звена
15.02.08 Технология машиностроения
Рабочая группа Мисюрина О.А., преподаватель
Полное
наименование
программы
Разработчики
Основания
разработки
для
−
−
Конституция РФ;
ФГОС СПО;
18
программы
Цель программы
Задачи
программы
Сроки реализации
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
−
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об Образовании в Российской
Федерации»;
−
Концепция модернизации российского образования.
Создание условия для становления, воспитания, социализации, развития
профессионально компетентной личности готовой к трудовой
деятельности, духовно развитой с позитивным отношением к жизни и
активной гражданской позицией.
• формирование сознательного отношения к выбранной
специальности, профессиональному долгу, понимаемому как
личная ответственность и обязанность;
• формирование осознанной профессиональной мотивации;
• воспитание гордости и любви к специальности техника,
понимания общественной миссии своей специальности;
• воспитание чувства ответственности за уровень своих
профессиональных знаний и качество труда, осмысленного
отношения к последствиям своей профессиональной
деятельности;
• формирование творческого подхода к труду, к
самосовершенствованию в избранной специальности;
• формирование дополнительных условий для психологической и
практической готовности студентов к осуществлению трудовой
деятельности по выбранной специальности и адаптации
молодого специалиста в профессиональной среде;
• приобщение студентов к традициям и ценностям
профессионального сообщества, формирование
профессиональной культуры, этики профессионального
общения;
• формирование личностных качеств, необходимых для
эффективной профессиональной деятельности,
конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся
условиях;
• воспитание у студентов бережливости, формирование
уважительного отношения к материальным ценностям.
01 сентября 2020г. – 30 июня 2024г.
Сформировать такие качества личности, как:
• трудолюбие
• целеустремленность
• экономическая рациональность
• высокая нравственность и профессиональная этика
• способность принимать ответственные решения
• умение работать в коллективе
• развить творческие способности необходимые специалисту
• систему глубоких знаний в соответствии с ФГОС по
специальности;
• высокий уровень интеллектуального профессионального
развития личности
• осознанное отношение к своим профессиональным достижениям
• индивидуальную и коллективную ответственность за
выполнение учебно-производственных заданий
• активный интерес к избранной профессии
• организаторские и управленческие умения и навыки работы в
учебном и трудовом коллективах.
19
Пояснительная записка
Актуальной задачей системы профессионального образования в настоящее время
является повышение качества подготовки специалистов. В условиях модернизации
профессионального
образования,
реализации
Федеральных
государственных
образовательных стандартов значительно повышаются требования к выпускникам
образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для индустрии
питания.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника
техникума важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность
которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и
связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью (профессией)
и уровнем квалификации.
Целью профессионального воспитания является подготовка конкурентоспособного
специалиста, обладающего развитой профессиональной компетентностью.
Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств
личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в
определенных областях.
Профессиональная компетентность рассматривается как готовность и способность
целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически
организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать
результаты своей деятельности.
Профессиональная компетентность является результатом профессионального
образования. В связи с этим актуальное значение приобретает создание условий для
формирования профессиональной компетентности студентов в процессе внеучебной
воспитательной деятельности.
Выпускник, освоивший образовательную программу по специальности 15.02.08
Технология машиностроения должен обладать следующими общими компетенциями
(далее - ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
20
Направления программы профессионального воспитания и социализации
обучающихся в ГАПОУ СО «ЕТХМ»
ОК 6
ОК 7
ОК 4
ОК 6
ОК 6
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 9
ОК 2
ОК 9
ОК 2
ОК 8
ОК 2
ОК 8
ОК 9
Студенчес
кое
самоуправ
ление
Культу
рнотворчес
кое
Гражданс
копатриотич
еское
Профессион
альноориентирую
щее
Экологич
еское
Спортивное и
здоровьесбере
гающее
Бизнес
ориентиру
ющее
Профессиональные (специальные) компетенции формируются через изучение
предметов, ПМ (МДК), различные виды практик, экскурсии в организации общественного
питания, предметные недели, олимпиады и внеаудиторные формы воспитательной работы
по изучаемым дисциплинам. Учебная деятельность, включающая обучение дисциплинам
и профессиональным модулям учебного плана специальности влияет также на
профессиональную мотивацию студентов.
Механизм реализации программы
Реализация данной программы включает взаимодействие студентов и
администрации
техникума,
другими
профессиональными
образовательными
учреждениями, руководителями предприятий индустрии питания и другими участниками
образовательного процесса.
Организационное сопровождение программы осуществляет комиссия в составе
участников образовательного процесса по активизации трудовой и профессиональной
деятельности, который осуществляет следующие функции:
- Разрабатывает целевые Программы, направленные на формирование у студентов
сознательного отношения к труду, с указанием конкретной работы, затрат и источников
финансирования;
- Привлекает (по мере надобности) общественные и трудовые сторонние организации к
реализации программы;
- Оказывает содействие обогащению и обновлению форм трудовой и профессиональной
деятельности техникума;
- Осуществляет информационное обеспечение по активизации трудовой мотивации и
конкретных мероприятий, намеченных в программе.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и
направлениям конкретные мероприятия, ведущие к достижению намеченных результатов.
Управление Программой, контроль и координацию деятельности по реализации
Программы осуществляет заместитель директора по ВР.
По каждому пункту Программы в конце семестра делаются конкретные отметки о ходе
выполнения:
- выполнено – да, нет;
- если не выполнено, то почему;
- когда будет выполнено.
21
Профессионально-ориентирующее направление профессионального воспитания
Цель: Развитие профессионализма через внедрение механизмов карьерного роста
студентов
Задачи:
1 Самоопределение и социализация обучающихся;
2 Планирование обучающимися личностного профессионального роста;
3 Оценка карьерного потенциала обучающихся;
4 Формирование высокого уровня притязаний в развитии карьеры;
5 Мобильное реагирование на частую смену технологий в профессиональной
деятельности.
№ п\п
1
Мероприятия
Традиционный праздник «Посвящение в
первокурсники»
Сроки исполнения
Сентябрь 2020г.
Ответственные
Преподаватель
Педагог-организатор
Зам.директора по УВР
2
3
4
Экскурсия в районную библиотеку «Твоя
профессия-твое будущее»
Работа со студентами первого курса по
адаптации к профессиональной системе
обучения, усвоению ими традиций
техникума и правил поведения
(Классные часы «История нашего
техникума», «Наши ветераны»,
инструктажи)
Участие в научно-практической
конференции
В течении первого
года обучения
Преподаватель
Педагог-организатор
Зам.директора по УМР
Преподаватель
В течении первого
года обучения
Педагог-организатор
Зам.директора по УПР
Преподаватель
В течение периода
Педагог-организатор
Зам.директора по УМР
5
6
7
8
9
Подготовка студентов к участию в
выставке научно-технического творчества
детей и молодежи
Участие в проведении Дня открытых
дверей в рамках профориентационной
акции «Выбор»
Проведение профессиональных
консультаций и тренингов
Преподаватель
В течение периода
Педагог-организатор
Зам.директора по УПР
Преподаватель
Февраль - Май
Педагог-организатор
Зам.директора по УВР
Преподаватель
В течение периода
Педагог-организатор
Зам.директора по УВР
Преподаватель
Организация и проведение
конкурсов профессионального
мастерства
Февраль-Март
Организация и проведение недели
специальностей
Февраль-Март
Педагог-организатор
Зам.директора по УПР
Преподаватель
22
Педагог-организатор
Зам.директора по УПР
Организация и проведение научнопрактических конференций,
семинаров, выставок, круглых
столов
10
Организация и проведение
экскурсий на предприятия
(учреждения) по профилю
специальности. Организация и
проведение мастер-классов
11
Организация и проведение дней
открытых дверей
12
Преподаватель
Февраль-Март
Педагог-организатор
Зам.директора по УПР
Преподаватель
В течение периода
Педагог-организатор
Зам.директора по УПР
Преподаватель
Педагог-организатор
В течение периода
Зам.директора по УВР
Зам.директора по УПР
Встреча с работодателями,
выпускниками техникума, имеющими
позитивный опыт социальной и
профессиональной адаптации.
Подготовка и участие обучающихся в
чемпионатах «WorldSkills»
13
14
Привлечение студентов к
профориентационной работе
15
Встреча с сотрудниками Центра
занятости населения
16
Преподаватель
Педагог-организатор
В течении периода
Февраль-Март
В течении периода
Апрель- июнь
Зам.директора по УПР
Преподаватель
Зам.директора по УПР
Преподаватель
Педагог-организатор
Зам.директора по УПР
Преподаватель
Педагог-организатор
Зам.директора по УПР
Бизнес – ориентирующее направление профессионального воспитания
Цель: целенаправленное участие обучающихся в общественных инициативах и
проектах, имеющих коммерческий результат; социализация и самореализация
обучающихся в профессиональной деятельности
Задачи:
1 Стимулирование предпринимательской активности обучающихся;
2 Планирование обучающимися участия в общественных инициативах и проектах;
3 Исследование предпринимательских намерений обучающихся;
4 Формирование предпринимательской позиции;
5 Мобильное реагирование на частую смену технологий в профессиональной
деятельности.
№ п\п
1.
Мероприятия
Организация и проведение семинаров,
тренингов, бизнес-встреч направленных на
формирование предпринимательского
мышления
Сроки
исполнения
Март, апрель
Ответственные
Преподаватель
23
2.
Организация и проведение мастер-классов по
бизнес-проектированию
декабрь
3.
Организация и проведение круглых столов по
направлениям «Как создать свой бизнес», «Я
начинающий бизнесмен».
Проведение конкурсов бизнес-проектов
обучающихся.
Презентация и реализация студенческих бизнеспроектов.
Участие в Днях финансовой грамотности
май
4.
5.
6.
Октябрь, ноябрь
Преподаватель
педагогорганизатор
Преподаватель
педагогорганизатор
Преподаватель
январь
Преподаватель
В течение
периода
преподаватель
Критерии результативности
Программы профессионального воспитания
Критерием успешности Программы профессионального воспитания в техникуме
является воспитанность подрастающего поколения, которое проявляется в степени
ориентированности обучающихся в правилах, нормах, идеалах, ценностях общества и в
мере руководства этими правилами в поступках и действиях.
Количественные критерии успешности реализации воспитательной работы:
• Снижение процента нетрудоустроенных выпускников.
• Отсутствие выпускников стоящих на учете в службе занятости.
• Отсутствие рекламаций, поступающих от работодателей.
• Снижение (отсутствие) количества правонарушений, совершаемых учащимися и
выпускниками.
• Повышение показателей успеваемости учащихся вследствие роста их трудовой
мотивации и социальной компетентности.
• Повышение количества учащихся, принимающих участие в конкурсах
профессионального мастерства, в том числе WorldSkillsRussia.
• Повышение индивидуальной результативности (занятого места) учащихся,
принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства.
• Повышение количества проектов, в разработке и реализации которых участвуют
учащиеся. Повышение количества участников таких проектов.
Качественные критерии успешности реализации воспитательной работы:
• уровень воспитанности;
• соответствие выпускников колледжа требованиям социальных партнеров.
Для определения среднего балла общего уровня воспитанности обучающихся
используются результаты входного и выходного анкетирования, будет использован
уровневый анализ - выявление уровня воспитанности личности по таким направлениям
как гражданственность и патриотизм, толерантность, духовность и нравственность
личности, а также здоровый образ жизни.
Методы сбора информации: анкетирование всех участников воспитательного процесса
и работодателей, анализ результатов воспитательной деятельности, микроисследования,
тестирования, наблюдения, беседы с субъектами воспитательного процесса. На основании
выводов и рекомендаций разрабатывается проект следующей Программы.
24
Заключение
Воспитание личности будущего специалиста, профессионала своего дела является
наряду с обучением важнейшей функцией системы профессионального образования
Российской Федерации.
Комплексная программа профессионального воспитания предназначена для
дальнейшего совершенствования и развития воспитательного процесса в условиях
реализации ФГОС в системе среднего профессионального образования. Она является
основой для деятельности администрации и педагогического коллектива техникума.
25