Министерство образования и молодежной политики
_____________ Свердловской области______________
Государсгвеннос автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской об; iacm
<<Екаггеринб\ргск1П1 техникум химического мшниносгроения»
Положение об электронной информационно-образовательной среде и
портфолио в
«ЕТХМ»
Рассмотрено
У ТВЕРЖ Д ЕН О
а ЕА П О У С О «Е Т Х М »
7 - о /д о т 0 6 .0 4 .2 0 2 0 г.
на Совете
ГАПОУ СО «ЕТХМ»
Протокол № 04,
от 06.04.2020 г.
Положение об электронной информационно-образовательной
среде и портфолио в ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум
химического машиностроения»
СОГЛАСОВАНО
на заседании Студенческого совета
Протокол № 2 от 06.04.2020г
СОГЛАСОВАНО
На заседании Родительского совета
Протокол № 2 от 06.04.2020г
Екатеринбург, 2020 г.
Введено в действие с 06.04.2020 г.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Общее положение
Тезаурус положения
Задачи и функции информационно-образовательной среды
Структура электронной информационно-образовательной
среды
Требования к компонентам электронной информационнообразовательной среды
Порядок регистрации пользователей
в электронной
информационно-образовательной среде
Ответственность за использование компонентов электронной
информацг онно-образовательной среде
Портфолис обучающегося техникума
Цель, задачи и функции портфолио обучающегося
Содержание портфолио обучающегося
Процедура создания портфолио обучающегося
Использование портфолио обучающегося
Заключительные положения
3
4
4
5
7
7
8
8
9
10
10
12
12
2
1. Общие положения
Настоящее Положение устанавливает общие требования к организации
и поддержанию электронной информационно-образовательной среды
государственного
автономного
профессионального
образовательного
учреждения
Свердловской
области
«Екатеринбургский
техникум
химического машиностроения» (далее - техникум), порядку создания и
использованию портфолио обучающихся по образовательным программам
как одного из показателей результатов обучения.
1.1. Данное Положение разработано на основе законодательства
Российской Федерации:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
-Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных
данных»;
-Приказа Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС);
- Устава техникума и иных локальных нормативных актов.
1.2. Назначение (цель) электронной-информационной образовательной
среды:
• обеспечение
информационной
открытости
техникума
в
соответствии с требованиями действующего законодательства Российской
Федерации в сфере образования,
• организация образовательной деятельности, обеспечивающей
освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном
объеме независимо от места нахождения обучающихся и контроль
соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых
осуществляется оценка результатов обучения,
• обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников к
информационно-образовательным ресурсам электронной-информационной
образовательной среты.
1.3. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения имеет
индивидуальный неограниченный доступ к электронной информационнообразовательной среде техникума, который осуществляется путем
идентификации личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется и обеспечивается техникумом самостоятельно.
з
2. Тезаурус Положения
В настоящем Положении используются следующие термины и
определения:
2.1. Электронная информационно-образовательная среда - это
системно организованная совокупность информационных и образовательных
ресурсов,
средств
вычислительной
техники,
информационных,
телекоммуникационных
технологий,
аппаратно-программного
и
организационно-методического
обеспечения,
ориентированная
на
удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и
ресурсах образовательного характера.
2.2. Компонент электронной информационно-образовательной среды электронный информационный ресурс, автоматизированное средство
доступа к электронному информационному ресурсу, пользователь, средство
вычислительной техники.
2.3. Электронный информационный ресурс информация,
использование которой возможно при помощи средств вычислительной
техники, в том числе электронный информационный образовательный
ресурс, используемый в процессе обучения.
2.4. Индивидуальный неограниченный доступ к электронной
информационно-образовательной среде возможность доступа к
электронному информационному ресурсу электронной информационнообразовательной среды в любое время из любой точки с доступом к сети
Интернет с использованием открытого и авторизованного доступа на
основании индивидуальных учетных данных.
2.5. Электронное обучение
- организация образовательной
деятельности с применением используемых при реализации образовательных
программ
информационно-образовательной
среды
и
электронной
информационно-образовательной среды, доступ к которым осуществляется с
помощью информационных и телекоммуникационных технологий,
обеспечивающих также взаимодействие обучающихся и педагогических
работников.
2.6. Дистанционные образовательные технологии - образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационно
телекоммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
2.7. СДО Русский Moodle 3KL - среда дистанционного обучения и
проверки знаний Moodle.
3. Задачи и функции информационно-образовательной среды
3.1. Информационно-образовательная среда обеспечивает:
• доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин
(модулей), практик, изданиям электронных библиотечных систем,
4
электронным информационным образовательным ресурсам, указанным в
рабочих программах рабочих программ дисциплин (модулей), другим
электронно-информационным ресурсам;
• доступ ко всем электронно-информационным образовательным
ресурсам, указанным в рабочих программах, из любой точки, в которой
имеется доступ к сети Интернет;
• структурирование учебного материала для обучающихся согласно
ФГОС;
• фиксацик
хода
образовательного
процесса,
результатов
промежуточной
аттестации
и
результатов
освоения
основной
образовательной программы;
• проведение видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;
• формирование обучающимися видов компетенций согласно ФГОС;
• формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе
сохранение видов работ обучающегося (контрольные, курсовые, выпускные
квалификационные работы), отзывов, рецензий и оценок на эти работы со
стороны участников образовательного процесса;
• взаимодействие между участниками образовательного процесса, в
том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействие посредством сети
Интернет;
• удаленный
доступ
обучающегося
к
современным
профессиональным базам данных и информационным справочным системам,
состав которых определяется в рабочих программах дисциплин и подлежит
ежегодному обновлению;
• доступ обучающихся из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья к электронно-информационным образовательным
ресурсам в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
4. Структура электронной информационно-образовательной среды
4.1. Структура электронно-информационной образовательной среды
обеспечивает возможность использования современных образовательных
информационных технологий, включая элементы электронного обучения,
при реализации образовательных программ в техникуме.
4.2. Компонентами электронно-информационной образовательной
среды являются:
4.2.1.
Электронные информационные ресурсы, где основную часть
электронных
информационных
ресурсов
составляют
электронные
информационно-образовательные ресурсы:
• база данных информационно-аналитической системы техникума
и/или корпоративная информационная сеть техникума (специализированная
инфраструктура, включающая в себя совокупность программно-аппаратных
5
средств, а именно, серверы, персональные компьютеры, коммутаторы,
маршрутизаторы, системы передачи данных, лицензионное программное
обеспечение и пр.), которая обеспечивает взаимодействие участников
образовательного процесса;
• электронно-информационный ресурс библиотеки;
• база данных системы электронного обучения Moodle;
• контент сайта техникума;
• базы данных электронных справочных систем (в свободном доступе
или доступе на основании заключенных договоров);
• другие базы данных и файловые системы, используемые в
образовательном процессе (в свободном доступе или доступе на основании
заключенных договоров);
4.2.2. Автоматизированные средства доступа к электронным
информационным ресурсам:
• единое окно доступа на официальный сайт техникума;
• личный кабинет обучающегося в базе данных информационно
аналитической системы техникума и/или корпоративной информационной
сети техникума, в том числе размещение в личном кабинете портфолио
обучающегося;
• личный кабинет преподавательского состава в базе данных
информационно-аналитической системы техникума и/или корпоративной
информационной сети техникума;
• выделенный сайт библиотеки техникума;
• СДО Русский Moodle 3KL;
• единая система авторизованного индивидуального доступа к
электронным информационным ресурсам техникума;
• другие автоматизированные системы, используемые в организации
образовательного процесса и обеспечивающие доступ к электронны м
информационным ресурсам электронной информационно-образовательной
среды;
4.2.3. Пользователи электронной информационно-образовательной
среды:
• обучающиеся;
• педагогические работники техникума;
• работники, участвующие в образовательном процессе техникума;
4.2.4. Средства вычислительной техники:
• серверное оборудование техникума;
• парк персональных компьютеров, эксплуатируемых в техникуме;
• ноутбуки, планшеты, смартфоны и другие портативные, мобильные
персональные компьютеры;
• средства организационной и множительной техники;
• мультимедийное оборудование;
• интерактивные доски и др.
6
4.2.5.
Компоненты телекоммуникационной среды, обеспечивающие
работоспособность электронной информационно-образовательной среды:
• локальная компьютерная сеть техникума;
• беспроводная сеть Wi-Fi;
• узел доступа в Интернет.
5. Требования к компонентам электронной информационнообразовательной среды
5.1. Для автоматизированных средств доступа к электронным
информационным ресурсам, являющимся компонентами электронной
информационно-образовательной
средой,
должны
поддерживаться
требования:
• порядок создания, приобретения и эксплуатации компонента
электронной информационно-образовательной среды определяется и
регулируется соответствующими нормативными локальными актами
техникума;
• функционирование
таких
компонентов
как
электронно
информационные ресурсы в электронной информационно-образовательной
среде обеспечивается техникумом в режиме 365 в году, 7 дней в неделю, 24
часа в сутки;
• поддержка одновременного доступа не менее 25 процентов
обучающихся по программам к электронным информационным ресурсам и
электронным информационно-образовательным ресурсам обеспечивается
техникумом;
• защита электронных информационных ресурсов и электронных
информационно-образовательных
ресурсов
должны
соответствовать
действующему законодательству РФ в области образования, защиты
авторских прав, защиты персональных данных, защиты информации.
6. Порядок регистрации пользователей в электронной информационнообразовательной среде
6.1. Обучающийся техникума обеспечен в течение всего периода
обучения индивид) альным неограниченным доступом к электронной
информационно-образовательной среде.
6.2. Физическое лицо, являющееся обучающимся или педагогическим
работником, имеет возможность доступа к персонализированной части
электронной информационно-образовательной среды через единое окно
доступа к информационным ресурсам посредством введения учетных данных
(логин и пароль).
6.3. Организацию и ведение реестра учетных данных (логин и пароль) и
их выдачу пользователям осуществляет ответственное лицо.
6.4. Предоставление доступа к отдельным компонентам электронной
информационно-образовательной среды (личный кабинет обучающегося,
личный кабинет преподавателя; система электронного обучения Moodle и
др.) осуществляется по личному заявлению (в соответствии с Федеральным
законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»),
6.5. В случае утраты или компрометации регистрационных данных они
подлежат изменению.
6.6. Учетные записи обучающихся, завершивших обучение, и
работников, более не работающих в техникуме, блокируются.
7. Ответственность за использование компонентов электронной
информационно-образовательной среде
7.1. Пользователь электронной информационно-образовательной среды
обязан зарегистрированные учетные данные для доступа хранить в тайне, не
разглашать, не передавать их иным лицам.
7.2. Пользователь электронной информационно-образовательной среды
несет ответственность за:
• несанкционированное использование компонентов электронной
информационно-образовательной среды, в частности:
• использование
учетных
данных
других
пользователей,
осуществление различных операций с электронными информационными
ресурсами от имени другого пользователя и проч.;
• несанкционированный доступ к компонентам электронной
информационно-образовательной среды техникума с целью их модификации,
кражи, угадывания учетных данных, осуществления любого рода
коммерческой деятельности и других несанкционированных действий;
• использование сети Интернет в противоправных целях, для
распространения материалов, оскорбляющих человеческое достоинство и
общественную
нравственность,
пропагандирующих
насилие,
способствующих разжиганию расовой или национальной вражды, а также
рассылку обманных, беспокоящих или угрожающих сообщений.
7.3. В случае несоблюдения требований Положения техникум имеет
право привлечь пользователя к дисциплинарной и гражданской
ответственности в соответствии с действующим законодательством.
8. Портфолио обучающегося техникума
8.1.
Формирование портфолио является обязательным для
обучающихся техникума всех уровней подготовки. Портфолио формируется
обучающимися самостоятельно, начиная с первого года обучения.
8.2. Портфолио создается и пополняется в течение всего периода
обучения в техникуме. Завершается его формирование вместе с завершением
обучения.
8
8.3.
Портфолио обучающегося в техникуме представляет собой
комплект документов и материалов в бумажном и электронном виде,
отражающий
достижения
обучающегося
в
учебной,
научноисследовательской, общественной, культурно-творческой, спортивной и
других видах деятельности.
9. Цель, задачи и функции портфолио обучающегося
9.1. Основная цель портфолио - представление и анализ значимых
результатов, процессов профессионального и личностного становления,
обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста обучающегося.
9.2. Портфолио является современной эффективной формой
самооценки резулы атов образовательной деятельности и способствует:
• мотивации к образовательным достижениям;
• приобретению опыта к деловой конкуренции;
• обоснованной реализации
самообразования
для развития
профессиональных компетенций;
• выработке
умения
объективно
оценивать
уровень
сформированности своих профессиональных компетенций;
• повышению конкурентоспособности выпускника.
9.3. Задачи портфолио:
• проследить индивидуальный рост обучающегося, достигнутый им в
процессе получени* образования;
• поддерживать высокую учебную и профессиональную мотивацию
обучающегося;
• поощрять активность и самостоятельность обучающихся на всех
ступенях образования в аудиторной и внеаудиторной деятельности;
• расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки самооценки обучающихся;
• развивать умение ставить цели, планировать и организовывать
собственную деятельность;
• проводить
экспертизу
сформированности
общекультурных
(универсальных),
общепрофессиональных
и
профессиональных
компетенций;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для
успешной социализации.
9.4. Функции портфолио:
• функция предъявления, фиксации и накопления документально
подтвержденных персональных достижений в процессе освоения основной
профессиональной образовательной программы;
• функция
оценивания
сформированности
общих
и
профессиональных компетенций;
9
• функция экспертной оценки освоения видов профессиональной
деятельности;
• функция формирования личной ответственности за результаты
учебно- профессиональной деятельности, профессионально-личностного
самосовершенствования, мотивации и интереса.
10 Содержание портфолио обучающегося
10.1. Портфолио обучающегося представляет собой комплект
документов в бумажном и электронном виде, формируемым самим
обучающимся и другими участниками образовательного процесса, итоговые
результаты которого передаются обучающемуся по завершению обучения.
10.2. В портфолио включается информация о достижениях в
следующих видах деятельности:
• в учебной деятельности (результаты экзаменационных сессий,
творческие работы, презентации, рефераты, курсовые работы, выпускные
квалификационные работы, дополнительное образование);
• в научно-исследовательской деятельности (полученные гранты,
участие в олимпиадах, конкурсах; проектная деятельность; участие в
научных конференциях, публикации научных статей);
• в общественной деятельности (участие в общественных
мероприятиях, студенческих общественных организациях, волонтерская
деятельность);
• в культурно-творческой деятельности (участие в культурно
творческих мероприятиях, получение наград, призов, активная деятельность
в различных творческих объединениях);
• в спортивной деятельности (участие в спортивных соревнованиях,
организация спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных
мероприятий, выполнение разрядов по видам спорта, присвоение спортивных
званий, получение призов, медалей, кубков).
10.3. Портфолио может содержать материал из внешних источников
(отзывы или грамогы, выписки из приказов с практики и т.д.), дающий
дополнительную оценку освоения общекультурных и профессиональных
компетенций.
11. Процедура создания портфолио обучающегося
11.1. На бумажных носителях:
11.1.1. Портфолио обучающегося формируемое на бумажных
носителях представляет собой совокупность материалов по учету его
достижений в процессе освоения образовательной программы (учебной
деятельности) и результатов индивидуальных достижений в процессе
научно-исследовательской,
общественной,
культурно-творческой,
спортивной деятельности и иной деятельности.
ю
11.1.2. Ведением учета индивидуальных достижений обучающегося в
учебной деятельности в процессе освоения ими образовательных программ и
хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных носителях
занимаются соответ ствующие структурные подразделения техникума.
11.1.3. По другим видам деятельности (научно-исследовательской,
общественной, культурно-творческой, спортивной деятельности и т.д.)
обучающийся ведет учет достижений и портфолио самостоятельно. В
структурных подразделениях техникума формируются соответствующие
папки, в которые собираются предоставляемые самим обучающимся
материалы по его индивидуальным достижениям.
11.1.4. По завершении обучения выпускнику передаются материалы
портфолио.
11.2. Электронного портфолио:
11.2.1. Электронное портфолио обучающегося формируется по тем же
принципам и видам деятельности, что и на бумажных носителях.
11.2.2. В части представления достижений обучающегося в процессе
освоения
образовательной
программы
используется
электронно
информационная система (электронная база данных), реализуемая через
информационные ресурсы техникума.
11.2.3. Портфолио формируется самим обучающимся и иными
участниками образовательною процесса с учетом согласия обучающегося на
размещение
информации (публикации) в информационной системе
(электронной базе данных), реализуемых через информационные ресурсы
техникума.
11.2.4. Регистрация обучающегося в
информационной системе
(электронной базе данных), реализуемая через информационные ресурсы
техникума
производится самостоятельно
посредством
выданных
ответственным лицом учётных записей.
11.2.5. Участниками работы над портфолио, кроме обучающегося,
могут быть преподаватели техникума и классные руководители групп.
11.2.6. Обязанности обучающегося техникума по созданию и
заполнению портфолио:
• оформляет портфолио в соответствии с принятым его содержанием
в техникуме;
• систематически пополняет соответствующие разделы портфолио
материалами,
отражающими успехи и достижения в учебной,
производственной и внеучебной деятельности;
• отвечает за достоверность представленных материалов.
11.2.7. Обязанности струк урных подразделений техникума:
• консультируют обучающегося по вопросам создания и ведения
портфолио;
• совместно с обучающимся отслеживают и оценивают динамику его
(ее) индивидуального развития и профессионального роста, поддерживает
и
его (ее) образовательную, профессиональную, творческую активность и
самостоятельность;
• выполняют
роль
посредника
между
обучающимся,
преподавателями, обеспечивает их постоянное сотрудничество и
взаимодействие;
• осуществляют контроль за заполнением соответствующих разделов
портфолио.
12. Использование портфолио обучающегося
12.1. Портфолио может быть использовано в спорном случае итоговой
оценки на государственной итоговой аттестации.
12.2. Портфолио в дальнейшем может служить основой для
составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении
образования.
12.3. Обучающийся может использовать материалы портфолио для
представления своих достижений в различных конкурсах и отборах.
13. Заключительные положения
13.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его
утверждения директором техникума.
13.2. В настоящее Поле кение могут быть внесены изменения и
дополнения в установленном порядке. Внесение изменений и дополнений
оформляется приказом директора техникума.
13.3. Положение утрачивает силу в случае принятия нового
Положения в ГАПОУ СО «ЕТХ VI».
13.4. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением,
подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством
РФ.
13.5. В случае возникновения противоречий между настоящим
Положением и действующим законодательством применяются нормы и
правила, содержащиеся в законодательстве РФ.
Разработал:
Заместитель директора по У ‘ J
Н.В. Черепанова
Согласовано:
Заместитель директора по УПР
Н.В. Катано
Заместитель директора по У ВР
А.А. Истомин
Заведующий очным отделением
О.М. Брюханова
12