Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение
Свердловской области «Екатеринбургский техникум химического машиностроения»
(ГАПОУ СО «ЕТХМ»)
2
Содержание
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы среднего
профессионального образования
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный график
5.2. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Раздел 7 Рабочая программа профессионального воспитания
ПРИЛОЖЕНИЯ
4
5
5
6
6
9
21
21
24
25
25
28
29
30
3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая основная образовательная программа по специальности
43.02.13 Технология парикмахерского искусства (далее – ОПОП СПО)
разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по
специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства.
ОПОП СПО определяет рекомендованный объем и содержание
среднего профессионального образования по специальности 43.02.13
Технология парикмахерского искусства, планируемые результаты освоения
образовательной программы, условия образовательной деятельности.
ОПОП СПО разработана для реализации образовательной программы
на базе основного общего образования/среднего общего образования.
1.2. Нормативные основания для разработки ОПОП:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
− Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
− Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об
утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных
программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных
основных образовательных программ»;
− Приказ Минобрнауки России от 09.12.16 № 1558 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 43.02.13 Технология
парикмахерского искусства» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 20 декабря 2016 г., рег. № 44830);
− Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее – Порядок
организации образовательной деятельности);
− Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября
2013 г., регистрационный № 30306);
− Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об
утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные
образовательные
программы
среднего
профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный № 28785);
4
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 25.12.2014 г. № 134н «Об утверждении профессионального
стандарта «Специалист по предоставлению парикмахерских услуг»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
06.02.2015, регистрационный № 35906);
− Техническое описание компетенции «Парикмахерское искусство»
конкурсного движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills).
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Квалификация, присваиваемая
выпускникам образовательной
программы: парикмахер-модельер.
Форма
получения
образования:
допускается
только
в
профессиональной образовательной организации или образовательной
организации высшего образования.
Форма обучения: очная, заочная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего
общего образования: 4464 часов, на базе основного общего образования 5940.
Срок получения образования по образовательной программе,
реализуемой по очной форме обучения: 3 года 10 месяцев.
РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников:
Область профессиональной деятельности, в которой выпускники,
освоившие
образовательную
программу,
могут
осуществлять
профессиональную деятельность: 33 Сервис, оказание услуг населению.
3.2. Соответствие
квалификациям
профессиональных
модулей
Наименование
основных видов деятельности
предоставление современных
парикмахерских услуг;
подбор и выполнение причесок
различного назначения, с
учетом потребностей клиента;
создание имиджа, разработка и
выполнение художественного
образа на основании заказа.
Наименование
профессиональных модулей
предоставление современных
парикмахерских услуг;
подбор и выполнение причесок
различного назначения, с
учетом потребностей клиента;
создание имиджа, разработка и
выполнение художественного
образа на основании заказа.
присваиваемым
Квалификация:
Парикмахер-модельер
осваивается
осваивается
осваивается
5
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код
компетенции
4.1. Общие компетенции
Формулировка
компетенции
ОК 01
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам
ОК 02
Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
Знания,
умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях; методы работы в профессиональной
и смежных сферах; структуру плана для решения задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую информацию; выделять наиболее значимое
в перечне информации; оценивать практическую
значимость результатов поиска; оформлять результаты
поиска
Знания: номенклатура информационных источников
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации;
формат
оформления результатов поиска информации
Умения: определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
применять современную научную профессиональную
терминологию; определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
6
развитие.
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
общечеловеческих
ценностей.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.
Использовать
средства
физической
культуры для
сохранения и
укрепления
здоровья в
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального развития и самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические
основы
деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений.
Умения: описывать значимость своей профессии
(специальности)
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
профессиональной
деятельности
по
профессии
(специальности)
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности
по
профессии
(специальности)
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей; применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для данной профессии (специальности)
7
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержание
необходимого
уровня физической
подготовленности.
Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для профессии (специальности);
средства профилактики перенапряжения
ОК 10
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном
языке.
ОК 11
Планировать
предпринимательс
кую деятельность
в
профессиональной
сфере
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы; участвовать в диалогах на
знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые
высказывания
о
себе
и
о
своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать и
объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов профессиональной деятельности; особенности
произношения;
правила
чтения
текстов
профессиональной направленности
Умения:
выявлять
достоинства
и
недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат
по процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих идей
в рамках профессиональной деятельности; презентовать
бизнес-идею; определять источники финансирования
Знание: основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты
ОК 09
Умения:
применять
средства
информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
Знания:
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
8
4.2. Профессиональные компетенции
Основные виды
деятельности
Предоставление
современных
парикмахерских
услуг
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Выполнять
современные стрижки и
укладки
с
учетом
индивидуальных
особенностей клиента
Показатели освоения компетенции
Практический опыт: готовить рабочее
место для выполнения парикмахерских
услуг, соблюдая правила санитарии и
гигиены, требования охраны труда;
диагностировать поверхность кожи и
волос клиента, определяя тип и структуру
волос для формирования по согласованию
с клиентом комплекса парикмахерских
услуг;
выполнять технологические процессы в
целом и поэтапно: мытье и массаж головы,
профилактический уход за волосами и
кожей головы;
подбирать профессиональный инструмент
и
материалы
для
выполнения
парикмахерских услуг;
выполнять современные мужские, женские
и детские стрижки на волосах разной
длины;
выполнять укладки волос различными
инструментами и способами с учетом
индивидуальных особенностей клиента;
консультировать по подбору
профессиональных средств для ухода за
волосами и по выполнению укладки волос
в домашних условиях.
Умения: рационально организовывать
рабочее
место,
соблюдая
правила
санитарии
и
гигиены,
требования
безопасности;
проводить
дезинфекцию
и
стерилизацию
инструментов, текущую
уборку рабочего места;
организовывать подготовительные и
заключительные работы по обслуживанию
клиентов;
проводить диагностику состояния кожи
головы и волос, выявлять потребности
клиента;
применять нормативную и справочную
литературу;
заполнять
диагностическую
карточку
клиента;
предлагать спектр имеющихся услуг
клиентам;
объяснять клиентам целесообразность
рекомендуемого комплекса услуг,
прогнозируя результат;
9
применять материалы: шампуни, маски,
средства профилактического ухода за
волосами и кожей головы;
выполнять мытье и массаж головы,
профилактический уход за волосами и
кожей головы в рамках норм времени;
использовать оборудование,
приспособления, инструменты в
соответствии с правилами эксплуатации;
применять профессиональный инструмент
и материалы в соответствии с правилами
эксплуатации и применяемыми
технологиями;
выполнять современные женские, мужские
и детские стрижки на волосах различной
длины;
владеть современными методами стрижки,
используя различные инструменты для
стрижки волос;
соблюдать
технологию
выполнения
стрижки в рамках норм времени;
выполнять современные женские, мужские
и детские стрижки на волосах различной
длины;
владеть современными методами стрижки,
используя различные инструменты для
стрижки волос;
соблюдать
технологию
выполнения
стрижки в рамках норм времени;
выполнять укладки феном, горячим и
холодным способом, при помощи бигуди
и зажимов в рамках норм времени;
применять современные средства для
стайлинга;
профессионально и доступно давать
рекомендации по домашнему уходу;
выявлять потребности клиента, применять
нормативную и справочную литературу;
профессионально и доступно давать
рекомендации по домашнему
профилактическому уходу и по
выполнению укладки волос в домашних
условиях
Знания: санитарные нормы и требования в
сфере парикмахерских услуг; требования
охраны труда;
организация подготовки рабочего места
для выполнения парикмахерских услуг;
признаки неисправностей оборудования,
инструмента;
способы
проверки
функциональности
оборудования, инструмента;
10
анатомические особенности головы и лица;
структура, состав и физические свойства
волос;
правила, современные формы и методы
обслуживания потребителя;
психология общения и профессиональная
этика парикмахера;
состав и свойства профессиональных
препаратов для мытья головы, для
профилактического ухода за волосами, для
укладки волос, принципы воздействия
технологических процессов на кожу
головы и волосы;
технологии различных парикмахерских
работ;
принципы воздействия технологических
процессов на кожу головы и волосы;
результат воздействия материалов на кожу
и волосы головы;
технологии мытья головы, приёмы массажа
головы;
устройство, правила эксплуатации и
хранения применяемого оборудования,
инструментов
при
выполнении
парикмахерских услуг;
технологии
современных
женских,
мужских и детских стрижек на волосах
различной длины;
современные
методы
стрижки,
инструменты для стрижки волос;
состав и свойства профессиональных
препаратов для укладки волос, принципы
воздействия технологических процессов на
кожу головы и волосы;
результат воздействия инструментов и
материалов на кожу и волосы головы;
показатели качества продукции и услуги;
технологии выполнения современных
укладок волос различным инструментом;
актуальные тенденции и технологии в
парикмахерском искусстве.
средства профилактического ухода за
кожей головы и волос;
современные
формы
и
методы
обслуживания потребителя;
психологию общения и профессиональную
этику парикмахера.
ПК. 1.2. Выполнять Практический опыт: проводить контроль
окрашивание волос с безопасности и подготовки рабочего места
использованием
для выполнения услуги окрашивания
современных
волос;
технологий
проведение диагностики состояния и
11
чувствительности кожи головы и волос;
выполнять простые и сложные виды
окрашивания волос в технологической
последовательности на основе актуальных
технологий и тенденций моды;
обсуждать
с
клиентом
качество
выполненной услуги;
Умения: проводить дезинфекцию и
стерилизацию инструментов, текущую
уборку рабочего места;
рационально организовывать рабочее
место, соблюдая правила санитарии и
гигиены, требования безопасности;
организовывать подготовительные и
заключительные работы по обслуживанию
клиентов;
проводить визуальный осмотр состояния
поверхности кожи и волос клиента;
определять тип и структуру волос;
заполнять диагностические карты
технолога;
формировать комплекс парикмахерских
услуг;
предлагать спектр имеющихся услуг
клиентам;
объяснять клиентам целесообразность
рекомендуемого комплекса услуг,
прогнозируя результат;
выполнять простые и сложные виды
окрашивания волос на основе актуальных
технологий и тенденций моды;
соблюдать
технологии
выполнения
всех видов окрашивания в рамках норм
времени;
применять красители с учетом норм
расходов;
использовать оборудование,
приспособления, инструменты в
соответствии с правилами эксплуатации;
предлагать спектр имеющихся услуг
клиентам;
обсуждать
с
клиентом
качество
выполненной услуги;
рассчитывать стоимости услуги;
обсуждать
с
клиентом
качество
выполненной услуги;
рассчитывать стоимости услуги;
Знания: санитарные нормы и требования в
сфере парикмахерских услуг;
требования охраны труда при выполнении
услуги окрашивания волос;
организация подготовки рабочего места
12
для выполнения парикмахерских услуг;
признаки неисправностей оборудования;
способы проверки функциональности
оборудования, инструмента;
структура, состав и физические свойства
волос;
состав
и
свойства
современных
профессиональных красителей;
принципы и
результат
воздействия
технологических процессов на кожу
головы и волосы;
классификация красителей, цветовой круг
и законы колориметрии;
классификация красителей, цветовой круг
и законы колориметрии;
технологии выполнения простых видов
окрашивания
волос
красителями
различных групп;
принципы и результаты воздействия
технологических процессов на кожу
головы и волосы;
актуальные тенденции и технологии в
парикмахерском искусстве;
различные сложные виды окрашивания на
основе актуальных технологий;
устройство, правила
эксплуатации при
выполнении всех видов парикмахерских
услуг и
хранения применяемого
оборудования, инструментов, материалов;
показатели качества продукции (услуги);
показатели качества продукции (услуги);
ПК 1.3. Выполнять Практический опыт: проведение
химическую
диагностики состояния и чувствительности
(перманентную)
кожи головы и волос;
завивку
с проводить контроль безопасности и
использованием
подготовки рабочего места для
современных
выполнения услуги химической
технологий.
(перманентной) завивки волос волос;
выполнять химическую (перманентную)
завивки волос с использованием
современных технологий и тенденций
моды;
Умения: проводить диагностику
состояния и чувствительности кожи
головы и волос, выявлять потребности
клиента;
соблюдать СанПин и требования
безопасности.
выполнять химическую (перманентную)
завивку с использованием современных
технологий;
применять оборудование, приспособления,
13
ПК 1.4. Проводить
консультации
по
подбору
профессиональных
средств для домашнего
использования.
Подбор
выполнение
причесок
различного
назначения,
учетом
потребностей
клиента
и ПК 2.1. Выполнять
прически
различного
назначения
(повседневные,
для
с вечерние,
торжественных
случаев)
с
учетом
актуальных тенденций
моды.
инструменты в соответствии с правилами
эксплуатации
и
применяемыми
технологиями; обсуждать с клиентом
качество выполненной услуги.
Знания: структуру, состав и физические
свойства волос;
типы, виды и формы волос;
состав и свойства профессиональных
препаратов для химической
(перманентной) завивки волос, принципы
воздействия технологических процессов на
кожу головы и волосы;
технологии
выполнения
химической
(перманентной)
завивки
на
основе
актуальных технологий;
показатели качества продукции (услуги);
нормы расхода препаратов и материалов на
выполнение химической (перманентной)
завивки;
правила оказания первой помощи.
Практический опыт: консультировать по
подбору профессиональных средств для
домашнего использования.
Умения: профессионально и доступно
давать рекомендации по
профилактическому домашнему уходу и по
выполнению укладки волос в домашних
условиях;
предлагать профессиональную продукцию
клиентам для ухода за окрашенными и
химически завитыми волосами в
домашних условиях.
Знания: состав и свойства
профессиональных препаратов для
домашнего использования;
показатели качества продукции (услуги).
Практический опыт: организация
рабочего места с соблюдением правил
санитарии и гигиены, требований
безопасности;
диагностика поверхности кожи и волос
клиента, определение типажа и
потребностей клиентов;
разработка эскизов прически и
формирование образа с учетом
индивидуальных особенностей клиента;
выполнение классических причесок
различного назначения.
Умения: рационально организовывать
рабочее
место,
соблюдать
правила
санитарии
и
гигиены,
соблюдать
требования по технике безопасности;
14
ПК 2.2. Изготовлять
постижерные изделия
из
натуральных
и
искусственных волос с
учетом
потребностей
клиента.
проводить визуальный осмотр и
диагностику состояния кожи головы и
волос клиента;
определять тип и структуру волос;
выявлять потребности клиентов;
разработать
эскизы
прически
и
сформировать
образ
с
учетом
индивидуальных особенностей клиента;
выполнять классические прически;
выполнять прически с накладками и
шиньонами с учетом норм времени;
применять стайлинговые средства для
волос.
Знания: устройство, правила эксплуатации
и хранения применяемого оборудования,
инструментов;
санитарно-эпидемиологические нормы и
требования в сфере парикмахерских услуг;
требования охраны труда, организации и
подготовки рабочего места для
выполнения парикмахерских работ;
виды парикмахерских работ;
анатомические особенности, пропорции и
пластика головы;
типы, виды и формы натуральных волос;
психологию общения и профессиональную
этика; правила, современные формы и
методы обслуживания потребителя;
состав и свойства профессиональных
препаратов и используемых материалов;
законы композиции;
законы колористики;
основы моделирования и композиции
причесок;
приемы художественного моделирования
причесок;
направление моды в парикмахерском
искусстве;
технологии выполнения классических
причесок; технологии выполнения
причесок с накладками и шиньонами;
состав и свойства профессиональных
препаратов и используемых материалов;
нормы времени на выполнение прически.
Практический опыт: моделирование и
изготовление постижерных изделий из
натуральных и искусственных волос.
Умения: осуществлять моделирование и
изготовление постижерных изделий из
натуральных и искусственных волос;
изготавливать украшения и дополнения
для причесок различного назначения.
15
Знания: состав и свойства
профессиональных препаратов и
используемых материалов;
анатомические особенности, пропорции и
пластика головы;
структуру, состав и физические свойства
натуральных и искусственных волос;
типы, виды и формы волос;
технологии моделирования и изготовления
постижерных изделий из натуральных и
искусственных волос.
ПК 2.3. Выполнять
Практический опыт: выполнение
сложные прически на
сложных причесок на волосах различной
волосах различной
длины с применением украшений и
длины с применением
постижерных изделий;
украшений и
обсуждение с клиентом качества
постижерных изделий, выполненной услуги;
с учетом потребностей
консультирование по подбору
клиента.
профессиональных средств для домашнего
использования.
Умения: выполнять сложные прически на
волосах различной длины с применением
украшений и постижерных изделий с
учетом норм времени;
применять стайлинговые средства для
волос;
обсуждать
с
клиентом
качество
выполненной услуги;
Профессионально и доступно давать
рекомендации
по
использованию
профессиональных средств для ухода за
волосами и укладки волос в домашних
условиях.
Знания: технологии выполнения сложных
причесок на волосах различной длины с
применением украшений и постижерных
изделий;
состав и свойства профессиональных
препаратов и используемых материалов;
нормы времени на выполнение прически;
психологию общения и профессиональную
этику;
правила, современные формы и методы
обслуживания потребителя;
показатели качества продукции (услуги);
правила, современные формы и методы
обслуживания потребителя;
показатели качества продукции (услуги).
3.1.
Создавать Практический опыт: Создавать имидж
Создание имиджа, ПК
клиента
на клиента на основе анализа
разработка
и имидж
основе
анализа
индивидуальных особенностей и
выполнение
индивидуальных
потребностей.
художественного
16
его Умения: Разрабатывать концепцию
имиджа клиента;
создавать имидж клиента на основе
анализа индивидуальных особенностей и
потребностей.
Знания: Стили в парикмахерском
искусстве ;
художественную систему моделирования
причесок и стрижек;
тенденции моды в стилистике и
технологиях парикмахерских услуг, в
художественной творческой деятельности;
принципы индивидуальной особенности и
потребности потребителя, имиджа клиента;
художественную систему – выбор типажа,
стилевая направленность, одежда,
прическа, макияж.
ПК 3.2. Разрабатывать Практический опыт: выполнение
концепцию
конкурсных и подиумных работ в сфере
художественного
парикмахерского искусства;
образа на основании разрабатывать концепцию художественных
заказа.
образов.
ПК 3.3. Выполнять Умения: разрабатывать и выполнять
художественные
конкурсные и подиумные работы в сфере
образы
на
основе парикмахерского искусства;
разработанной
разработка концепции художественных
концепции.
образов.
Знания: значение художественного образа
в развитии парикмахерского искусства;
особенности создания коллекции,
подиумных и конкурсных работ;
общие принципы разработки коллекции
причесок;
виды и технологические аспекты
конкурсных и подиумных работ в сфере
парикмахерского искусства;
основы разработки схем, эскизов,
обоснование технологии.
ПК 3.4. Разрабатывать Практический опыт: анализировать
предложения
по рынок парикмахерских услуг;
повышению качества продвижение профессиональных услуг и
обслуживания
товаров;
клиентов.
применение стандартов обслуживания.
Умения: проводить предварительный
опрос клиента и добиваться получения
информативных ответов на все важные
вопросы;
поддерживать позитивный контакт с
клиентом в течение всей процедуры;
получать обратную связь от клиента до
окончания процедуры;
поддержание позитивного и дружелюбного
образа
на особенностей
потребностей.
основании заказа
и
17
Выполнение работ
по
профессии
Парикмахер
отношения к клиенту;
эффективные коммуникации с клиентами.
Знания: пожелания клиента, методику
проведения предварительного опроса и
уточнения конкретных моментов;
возможные способы и источники
получения информации;
формы и стили коммуникации с клиентами
различных культур, возрастов, ожиданий и
предпочтений;
важность самоорганизации, основы тайм
менеджмента и само презентации;
базовые принципы успешной работы с
клиентской базой;
схемы проведения акций.
Практический опыт: выполнение
подготовительных и заключительных
работ по обслуживанию клиентов;
соблюдение правил санитарии и гигиены,
требования безопасности;
визуальный осмотр, оценка состояния
поверхности кожи и волос клиента,
определение типа и структуры волос;
заполнения диагностических карт при
выполнении парикмахерских услуг;
определение и подбор по согласованию с
клиентом способа выполнения услуг по
уходу за волосами;
подбор профессиональных средств для
мытья головы с учетом состояния
поверхности кожи и волос клиента;
выполнение мытья и массажа головы
различными способами;
выполнение классических мужских,
женских и детских стрижек на волосах
разной длины;
выполнение укладок волос различными
инструментами и способами;
выполнение окрашивания волос на основе
базовых технологий;
выполнение химической (перманентной)
завивки волос классическим методом;
консультирование по подбору
профессиональных средств для ухода за
волосами и по выполнению укладки волос
в домашних условиях.
Умения: выполнять все технологические
процессы в целом и поэтапно;
рационально организовывать рабочее
место,
организовывать подготовительные и
заключительные работы по обслуживанию
18
клиентов;
текущую уборку рабочего места;
соблюдать правила санитарии и гигиены,
требования безопасности Проводить
дезинфекцию и стерилизацию
инструментов и расходных материалов;
проводить диагностику состояния кожи
головы и волос, выявлять потребности
клиента, применять нормативную и
справочную литературу;
заполнять диагностическую карточку
клиента;
предлагать спектр имеющихся услуг
клиентам;
объяснять клиентам целесообразность
рекомендуемого комплекса услуг,
прогнозируя результат;
применять материалы: шампуни, маски,
средства профилактического ухода с
учетом норм расходов;
выполнять все технологические процессы в
целом и поэтапно: мытье и массаж головы,
профилактический уход за волосами и
кожей головы;
выполнять классические женские,
мужские, детские стрижки на волосах
разной длины;
выполнять укладки феном, укладки
горячим и холодным способом, при
помощи бигуди и зажимов;
выполнять окрашивание волос на основе
базовых технологий;
выполнять химическую (перманентную)
завивку волос классическим методом;
профессионально и доступно давать
рекомендации по домашнему
профилактическому уходу за волосами и
по выполнению укладки волос в
домашних условиях.
Знания: виды парикмахерских работ;
технологии различных парикмахерских
работ;
устройство, правила эксплуатации при
выполнении всех видов парикмахерских
услуг и
хранения применяемого
оборудования, инструментов; формы и
методы обслуживания потребителя;
организация подготовки рабочего места
для выполнения парикмахерских услуг;
признаки неисправностей оборудования,
инструмента;
способы проверки функциональности
19
оборудования, инструмента;
санитарные нормы и правила, требования
в сфере парикмахерских услуг; требования
охраны труда;
анатомические особенности головы и лица;
структуру, состав и физические свойства
волос;
виды парикмахерских услуг;
формы
и
методы
обслуживания
потребителя;
состав и свойства профессиональных
препаратов, применяемых при выполнении
парикмахерских услуг;
показатели качества продукции (услуги);
состав и свойства профессиональных
препаратов для мытья головы, для
профилактического ухода за волосами;
технологии мытья головы, приёмы массажа
головы;
принципы воздействия технологических
процессов на кожу головы и волосы;
нормы расхода препаратов и материалов
при выполнении всех видов
парикмахерских услуг;
технологии выполнения классических
мужских, женских и детских стрижек на
волосах разной длины;
состав и свойства профессиональных
препаратов для укладки волос;
состав и свойства профессиональных
красителей, их основные группы;
законы колористики;
технологии и виды окрашивания волос;
принципы воздействия технологических
процессов на кожу головы и волосы;
нормы расхода препаратов и материалов
при выполнении всех видов
парикмахерских услуг;
состав и свойства профессиональных
препаратов для химической
(перманентной) завивки;
принципы воздействия технологических
процессов на кожу головы и волосы;
технологии выполнения химической
(перманентной) завивки;
нормы расхода препаратов и материалов
при выполнении всех видов
парикмахерских услуг;
психологию общения и
профессиональную этику парикмахера.
20
РАЗДЕЛ 5. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Учебный план
Учебный план приведен в Приложении.
При формировании учебного плана по специальности 43.02.13
Технология парикмахерского искусства учитывались следующие нормы
(ФГОС, п.2.2):
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
Объем образовательной программы в
академических часах
Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл
514
Математический и общий
естественнонаучный цикл
108
Общепрофессиональный цикл
1270
Профессиональный цикл
2356
Государственная итоговая аттестация
216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
4464
на базе основного общего образования
5940
Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и
модулей образовательной программы определены с учетом ПООП по
специальности.
В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и
общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном
циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделен объем
работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам
учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие,
консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и
самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных
циклов образовательной программы в очной форме обучения выделено 70
процентов от объема учебных циклов образовательной программы,
предусмотренного ФГОС СПО.
Учебные занятия и практики в исключительных случаях могут быть
реализованы с применением элементов электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
В учебные циклы включена промежуточная аттестация обучающихся,
которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии
с разработанными в техникуме фондами оценочных средств, позволяющими
21
оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям
и практикам результатов обучения.
Обязательная
часть
общего
гуманитарного
и
социальноэкономического цикла образовательной программы предусматривает
изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии",
"История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной
деятельности", "Физическая культура".
Общий объем дисциплины "Физическая культура" 160 академических
часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья в техникуме установлен особый порядок освоения дисциплины
"Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
В
образовательной
программе
предусмотрено
включение
адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы
в очной форме обучения предусматривает изучение дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них
на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего
объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Для подгрупп девушек предусмотрено использование 70 процентов от
общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности",
предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ
медицинских знаний.
Профессиональный цикл образовательной программы включает
профессиональные модули, которые сформированы в соответствии с
основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят
следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении
обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных
модулей и реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточено,
чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
25% профессионального цикла образовательной программы выделено
на проведение практик.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты
выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный
проект). По усмотрению техникума демонстрационный экзамен включается в
выпускную квалификационную работу или проводится в виде
государственного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы с учетом ПООП определено порядком проведения
государственной итоговой аттестации в техникуме.
Структура образовательной программы включает обязательную и
вариативную части. Обязательная часть образовательной программы
22
Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных
модулей, МДК, практик
ПП
ОП.01
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.08
ОП.10
ОП.11
ОП.12
ОП.13
ОП.14
МДК.01.01
УП.01.01
МДК.02.01
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Сервисная деятельность
Эстетика
Санитария и гигиена парикмахерских искусств
Основы анатомии и физиологии кожи и волос
Пластическая анатомия
Технологии грима и визажа
Экологические основы природопользования
Основы предпринимательской деятельности
Социальная адаптация на рынке труда
Коммуникации и забота о клиенте
Современные технологии парикмахерского искусства
Учебная практика
Технология выполнения постижерных изделий из натуральных и
искусственных волос
Моделирование причесок различного назначения с учетом
актуальных тенденций моды
Учебная практика
Стандартизация и подтверждение соответствия
Основы маркетинга сферы услуг
Стилистика и создание имиджа
Учебная практика
Выполнение работ по профессии 16437 Парикмахер
Учебная практика
Производственная практика
МДК.02.02
УП.02.01
МДК.03.01
МДК.03.02
МДК.03.03
УП.03.01
МДК.04.01
УП.04.01
ПП.04.01
Вар.
часть
Индекс
Объём
ОП
направлена на формирование общих и профессиональных компетенций,
предусмотренных главой III ФГОС СПО, и составляет 70 процентов от
общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы - 30 процентов дает
возможность расширения основных видов деятельности, к которым должен
быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно
получаемой квалификации, указанной в пункте 1.12 ФГОС СПО, а также
получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами
регионального рынка труда и международными требованиями.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной
части образовательной программы определено в соответствии с
требованиями ФГОС, а также с учетом ПООП.
Объем времени (1296 часов), отведенный на вариативную часть
учебных циклов образовательной программы использован на увеличение
объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, а
также на введение новых дисциплин с учетом особенностей стандартов
WorldSkills:
2582
72
68
84
68
68
144
54
54
54
96
212
144
108
1296
38
28
44
34
34
144
54
54
54
96
72
72
36
144
72
108
72
72
216
180
240
180
144
36
38
34
144
72
68
36
36
23
5.2. Контроль и оценка результатов освоения образовательной
программы
Оценка качества освоения образовательной программы включает
текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную
итоговую аттестации обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному
модулю доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев
от начала обучения. Промежуточная аттестация в исключительных случаях
может осуществляться с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям образовательной программы (текущий
контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды
оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический
опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по
дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных
модулей разрабатываются и утверждаются техникумом самостоятельно, а
для промежуточной аттестации по профессиональным модулям разрабатываются и утверждаются после предварительного положительного
заключения работодателей.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты
выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный
проект). По усмотрению техникума демонстрационный экзамен включается в
выпускную квалификационную работу или проводится в виде
государственного экзамена. ГИА аттестация в исключительных случаях
может осуществляться с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы с учетом ПООП определено порядком проведения
государственной итоговой аттестации в техникуме.
Программа государственной итоговой аттестации разрабатывается
ежегодно предметно-цикловой комиссией и утверждается директором
техникума после предварительного согласования с работодателями и
обсуждения на заседании Педагогического совета.
Программа государственной итоговой аттестации определяет:
- вид государственной итоговой аттестации;
- объем времени на подготовку и проведение государственной
итоговой аттестации;
- сроки проведения государственной итоговой аттестации;
- тематику и объем ВКР;
- необходимые материалы для выполнения ВКР;
- условия подготовки и процедуру проведения государственной
итоговой аттестации;
24
- критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника.
Задания для проведения демонстрационного экзамена в рамках
государственной итоговой аттестации разрабатываются на основе типовых
заданий, приведенных в примерной программе, с целью обеспечения единых
требований к ГИА, основываются на международных практиках оценки
успешности освоения программ профессионального образования по
конкретной специальности.
Программа государственной итоговой аттестации доводится до
сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала
государственной итоговой аттестации.
РАЗДЕЛ 6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
6.1.
Требования
к
образовательной программы
материально-техническому
оснащению
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций,
текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для
самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные
оборудованием, техническими средствами обучения и материалами,
учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
№ Кабинета
103
109
107
201
202
212
213
Наименование кабинета
Кабинет:
Истории и обществознания
Кабинет:
− Химии
− Микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Лаборатория:
Микробиологии, санитарии и гигиены
Лаборатория:
− Технологий парикмахерских услуг
− Постижерных работ и исторической прически
− Моделирования и художественного оформления прически
Мастерская:
Салон-парикмахерская
Кабинет:
Рисунка и живописи, специального рисунка
Кабинет:
Физики, астрономии
Актовый зал
Спортивный комплекс
25
222
224
227
231
301
302
305
306
309
310
401
406
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Кабинет:
Правил безопасности дорожного движения
Библиотека, читальный зал
Лаборатория:
− Электротехники и электроники
− Технического обслуживания электрооборудования
− Контрольно-измерительных приборов
Мастерская:
Электромонтажная
Кабинет:
− Материаловедения
− Электротехники
Кабинет:
Информатики и информационных технологий в профессиональной
деятельности
Лаборатория:
− Информатики и информационных технологий в профессиональной
деятельности
− Автоматизированного проектирования технологических процессов и
программирования систем ЧПУ
Кабинет:
Математика
Кабинет:
Русского языка и литературы
Кабинет:
− Гуманитарных и социально - экономических дисциплин
− Экономики организации
− Экономики отрасли
− Статистики
− Бухгалтерского учета, налогообложения и аудита
− Менеджмента
− Теории бухгалтерского учета
− Анализа финансово-хозяйственной деятельности
− Документационного обеспечения управления
Кабинет:
Иностранного языка
Кабинет:
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Стрелковый тир
Кабинет:
− Медико-биологических дисциплин
− Экологических основ природопользования
Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских
Техникум
располагает
материально-технической
базой,
обеспечивающей
проведение
всех
видов
дисциплинарной
и
междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы
26
обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующим
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ОПОП перечень
материально- технического обеспечения, включает в себя:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Лаборатория «Технологий парикмахерских услуг»
Основное и вспомогательное оборудование
парикмахерская мойка для волос в комплекте с креслом
сушуар
вапоризатор
лаборатория парикмахерская
раковина для мытья рук
облучатель - рециркулятор
ультрафиолетовая камера для обработки парикмахерского инструмента
стул для мастера
рабочее место парикмахера с зеркалом
парикмахерское кресло с полумягким сидением
тележка парикмахерская на колесах
электроводонагреватель
весы парикмахерские
фен
диффузор
машинка для стрижки
триммер для стрижки
штатив для манекена
бак для волос с крышкой
щетка для подметания и совок на стойке
стойка администратора
Лаборатория «Постижерных работ и исторической прически»
Основное и вспомогательное оборудование
− тресбанк
− карда
− облучатель - рециркулятор
Лаборатория «Моделирования и художественного оформления прически»
Основное и вспомогательное оборудование
− парикмахерская мойка для волос в комплекте с креслом
− сушуар
− облучатель - рециркулятор
− ультрафиолетовая камера для обработки парикмахерского инструмента
− стул для мастера
− рабочее место парикмахера с зеркалом
27
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
парикмахерское кресло с полумягким сидением
тележка парикмахерская на колесах
электроводонагреватель
весы парикмахерские
фен
диффузор
машинка для стрижки
триммер для стрижки
штатив для манекена
бак для волос с крышкой
щетка для подметания и совок на стойке
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Мастерская: «Салон – парикмахерская»
Основное и вспомогательное оборудование
парикмахерская мойка для волос в комплекте с креслом
сушуар
вапоризатор
лаборатория парикмахерская
раковина для мытья рук
облучатель - рециркулятор
ультрафиолетовая камера для обработки парикмахерского инструмента
стул для мастера
рабочее место парикмахера с зеркалом
парикмахерское кресло с полумягким сидением
тележка парикмахерская на колесах
электроводонагреватель
весы парикмахерские
фен
диффузор
машинка для стрижки
триммер для стрижки
штатив для манекена
бак для волос с крышкой
щетка для подметания и совок на стойке
стойка администратора
6.2. Требования к кадровым условиям
Реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими работниками техникума, а также лицами, привлекаемыми к
реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового
договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
28
деятельности, указанной в пункте 3.2 настоящей ООП (имеющих стаж
работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
Квалификация
педагогических
работников
образовательной
организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в
профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения,
профессионального образования и дополнительного профессионального
образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические
работники,
привлекаемые
к
реализации
образовательной программы, получают дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме
стажировки в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте
3.2 настоящей ООП, и не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям
ставок),
обеспечивающих
освоение
обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, указанной в пункте 3.2 настоящей ООП, в
общем числе педагогических работников, реализующих образовательную
программу, должна быть не менее 25 процентов.
6.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и
электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального
цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла
из расчета одно печатное издание или электронное издание по каждой
дисциплине, модулю на одного обучающегося (Приложение). Библиотечный
фонд укомплектован печатными изданиями и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние
5 лет.
В качестве основной литературы используются учебники, учебные
пособия, предусмотренные ПООП.
В условиях электронной информационно-образовательной среды
допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права
одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электроннобиблиотечной системе (электронной библиотеке).
29
7. Рабочая программа профессионального воспитания
1. Паспорт программы
Программа профессионального воспитания и социализации обучающихся
ГАПОУ СО «ЕТХМ» 43.02.13 Технология парикмахерского искусства
Полное
наименование
программы
Разработчики
Основания
разработки
программы
Рабочая группа: Белик М.В., преподаватель, Петрова Н.Н., преподаватель
для
Цель программы
Задачи
программы
Сроки реализации
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
Конституция РФ;
ФГОС СПО;
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об Образовании в Российской
Федерации»;
−
Концепция модернизации российского образования.
Создание условия для становления, воспитания, социализации, развития
профессионально компетентной личности готовой к трудовой
деятельности, духовно развитой с позитивным отношением к жизни и
активной гражданской позицией.
• формирование сознательного отношения к выбранной
профессии
(специальности),
профессиональному
долгу,
понимаемому как личная ответственность и обязанность;
• формирование осознанной профессиональной мотивации;
• воспитание уважения и гордости к своей специальности парикмахерскому искусству;
• воспитание чувства ответственности за уровень своих
профессиональных знаний и качество труда, осмысленного
отношения
к
последствиям
своей
профессиональной
деятельности;
• формирование
творческого
подхода
к
труду,
к
самосовершенствованию в избранной профессии;
• формирование дополнительных условий для психологической и
практической готовности студентов к осуществлению трудовой
деятельности по выбранной профессии и адаптации молодого
специалиста в профессиональной среде;
• приобщение
студентов
к
традициям
и
ценностям
профессионального
сообщества,
формирование
профессиональной
культуры,
этики
профессионального
общения;
• формирование личностных качеств, необходимых для
эффективной
профессиональной
деятельности,
конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся
условиях;
• воспитание у студентов бережливости, формирование
уважительного отношения к материальным ценностям.
2020 г – 2024 г.
Сформировать такие качества личности, как:
трудолюбие
целеустремленность
экономическая рациональность
высокая нравственность и профессиональная этика
способность принимать ответственные решения
умение работать в коллективе
развить творческие способности необходимые специалисту
систему глубоких знаний в соответствии с ФГОС по профессии и
−
−
−
30
специальности;
высокий уровень интеллектуального профессионального развития
личности
осознанное отношение к своим профессиональным достижениям
индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение
учебно-производственных заданий
активный интерес к избранной профессии
организаторские и управленческие умения и навыки работы в
учебном и трудовом коллективах.
Пояснительная записка.
Актуальной задачей системы профессионального образования в
настоящее время является повышение качества подготовки специалистов. В
условиях модернизации профессионального образования, реализации
Федеральных государственных образовательных стандартов значительно
повышаются требования к выпускникам образовательных организаций,
осуществляющих подготовку специалистов по парикмахерскому искусству.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного
выпускника техникума важнейшую роль играет профессионально-трудовое
воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к
профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в
соответствии со специальностью (профессией) и уровнем квалификации.
Целью
профессионального
воспитания
является
подготовка
конкурентоспособного
специалиста,
обладающего
развитой
профессиональной компетентностью.
Под компетентностью понимается интегрированная характеристика
качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения
деятельности в определенных областях.
Профессиональная компетентность рассматривается как готовность и
способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела,
методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а
также оценивать результаты своей деятельности.
Профессиональная
компетентность
является
результатом
профессионального образования. В связи с этим актуальное значение
приобретает создание условий для формирования профессиональной
компетентности студентов в процессе внеучебной воспитательной
деятельности.
Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии
43.02.13 Технология парикмахерского искусства, должен обладать
следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
31
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языке.
ОК
11.
Планировать
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере.
Направления программы профессионального воспитания и
социализации обучающихся в ГАПОУ СО «ЕТХМ»
ОК.04
ОК.05
ОК.06
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.07
ОК.08
ОК.11
Студенчес
кое
самоуправ
ление
Культу
рнотворчес
кое
Гражданс
копатриотич
еское
Профессион
альноориентирую
щее
Экологич
еское
Спортивное и
здоровьесбере
гающее
Бизнес
ориентиру
ющее
Профессиональные (специальные) компетенции формируются через
изучение предметов, ПМ (МДК), различные виды практик, экскурсии в
студии и салоны красоты, учебные студии, академии парикмахерского
искусства, предметные недели, олимпиады и внеаудиторные формы
воспитательной работы по изучаемым дисциплинам. Учебная деятельность,
включающая обучение дисциплинам и профессиональным модулям учебного
32
плана профессии (специальности) влияет также на профессиональную
мотивацию студентов.
Механизм реализации программы
Реализация данной программы включает взаимодействие студентов и
администрации техникума, другими профессиональными образовательными
учреждениями, руководителями предприятий индустрии питания и другими
участниками образовательного процесса.
Организационное сопровождение программы осуществляет комиссия в
составе участников образовательного процесса по активизации трудовой и
профессиональной деятельности, который осуществляет следующие
функции:
- Разрабатывает целевые Программы, направленные на формирование у
студентов сознательного отношения к труду, с указанием конкретной работы,
затрат и источников финансирования;
- Привлекает (по мере надобности) общественные и трудовые сторонние
организации к реализации программы;
- Оказывает содействие обогащению и обновлению форм трудовой и
профессиональной деятельности техникума;
- Осуществляет информационное обеспечение по активизации трудовой
мотивации и конкретных мероприятий, намеченных в программе.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные
по срокам и направлениям конкретные мероприятия, ведущие к достижению
намеченных результатов.
Управление Программой, контроль и координацию деятельности по
реализации Программы осуществляет заместитель директора по ВР.
По каждому пункту Программы в конце семестра делаются конкретные
отметки о ходе выполнения:
- выполнено – да, нет;
- если не выполнено, то почему;
- когда будет выполнено.
Профессионально-ориентирующее направление профессионального
воспитания
Цель:
помочь студентам лучше понять свою специальность,
сформировать психологическую готовность выйти на производственную
практику, повышение компетентности обучающихся в области планирования
карьеры
Задачи: подготовка студентов к трудовой деятельности,
формирование навыков у студентов по самоанализу, анализу своей
профессии, сопоставление своих способностей требованиям профессии.
33
Мероприятия
Традиционный праздник «Посвящение в
первокурсники»
Сроки исполнения
Сентябрь 2020
Таблица№5
Ответственные
Белик М.В.,
Семухина Е.В.
2
Экскурсия в академию парикмахерского искусства
ASK Schwarzkopf
Октябрь 2020
Белик М.В.
3
Встреча с работодателями, выпускниками
техникума, имеющими позитивный опыт
социальной и профессиональной адаптации.
Ноябрь 2020
Белик М.В.
№ п\п
1
4
5
6
10
Работа со студентами первого курса по адаптации Сентябрь 2020, в
к профессиональной системе обучения, усвоению течение года
ими традиций техникума и правил поведения
(Классные часы «История нашего техникума»,
«Наши ветераны», инструктажи по технике
безопасности и др)
Экскурсия в студию красоты
«Balance»,
беседа
с
основателем
студии
–
Шамординой Е.С.
подготовка и участие «студентов к чемпионатам
«WorldSkills» и «Абилимпикс»,
Участие студентов 1 курса в научно-практической
конференции.
Белик М.В.
Декабрь 2020
Белик М.В.
В течение года
Белик М.В.
Май- июнь 2020
Белик М.В.
11
Подготовка студентов 1 курсов к участию в выставке Сентябрь – март 2020
научно-технического творчества детей и молодежи
Белик М.В.
12
Участие в проведении Дня открытых дверей в
рамках профориентационной акции «Выбор»;
Привлечение студентов 1 и 3 курсов к
профориентационной работе
Встреча с сотрудниками Центра занятости населения
Посещение обучающего семинара «Продукция
Schwarzkopf, история развития бренда» в академии
парикмахерского искусства ASK Schwarzkopf
В течение года
Белик М.В.
В течение года
Белик М.В.
Февраль 2020
Декабрь 2020
Белик М.В.
16
Посещение обучающего семинара «Техники
укладок» в академии парикмахерского искусства
ASK Schwarzkopf
Февраль 2020
Белик М.В.
17
Посещение различных форумов и мастер классов по
специальности «Парикмахерское искусство»
В течение года
Белик М.В.
13
15
16
34
Бизнес – ориентирующее направление профессионального
воспитания
Цель: сформировать у студентов желание развиваться, стремится к развитию
и карьерному росту и получать прибыль от своей деятельности
Задачи: настроить студентов на рабочий лад, развивать стремление к
лидерству
Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные
№
п\п
Белик М.В.
1. Организация и проведение семинаров, тренингов, Март, апрель
2.
3.
4.
5.
6.
бизнес-встреч с руководителями салонов красоты и
социальными
партнерами,
направленных
на
формирование предпринимательского мышления
Организация и проведение мастер-классов по
бизнес-проектированию
Организация и проведение круглых столов по
направлениям «Как открыть свой салон красоты»,
«Я руководитель студии красоты».
Проведение
конкурсов, бизнес-проектов для
обучающихся.
Презентация и реализация студенческих бизнеспроектов.
Участие в Днях финансовой грамотности
декабрь
май
Белик М.В.,
Семухина Е.В.
Белик М.В.,
Семухина Е.В.
Октябрь, ноябрь
Белик М.В.
январь
Белик М.В.
В течение периода
Белик М.В.
Критерии результативности
Программы профессионального воспитания
Критерием успешности Программы профессионального воспитания в
техникуме является воспитанность подрастающего поколения, которое
проявляется в степени ориентированности обучающихся в правилах, нормах,
идеалах, ценностях общества и в мере руководства этими правилами в
поступках и действиях.
Количественные критерии успешности реализации воспитательной
работы:
Снижение процента нетрудоустроенных выпускников.
Отсутствие выпускников стоящих на учете в службе занятости.
Отсутствие рекламаций, поступающих от работодателей.
Снижение (отсутствие) количества правонарушений, совершаемых
учащимися и выпускниками.
Повышение показателей успеваемости учащихся вследствие роста их
трудовой мотивации и социальной компетентности.
Повышение количества учащихся, принимающих участие в
конкурсах профессионального мастерства, в том числе WorldSkillsRussia.
Повышение индивидуальной результативности (занятого места)
учащихся, принимающих участие в конкурсах профессионального
мастерства.
35
Повышение количества проектов, в разработке и реализации
которых участвуют учащиеся. Повышение количества участников таких
проектов.
Качественные критерии успешности реализации воспитательной
работы:
уровень воспитанности;
соответствие выпускников колледжа требованиям социальных
партнеров.
Для определения среднего балла общего уровня воспитанности
обучающихся
используются
результаты
входного
и
выходного
анкетирования, будет использован уровневый анализ - выявление уровня
воспитанности личности по таким направлениям как гражданственность и
патриотизм, толерантность, духовность и нравственность личности, а также
здоровый образ жизни.
Методы сбора информации: анкетирование всех участников
воспитательного процесса и работодателей, анализ результатов
воспитательной
деятельности,
микроисследования,
тестирования,
наблюдения, беседы с субъектами воспитательного процесса. На основании
выводов и рекомендаций разрабатывается проект следующей Программы.
Заключение
Воспитание личности будущего специалиста, профессионала своего
дела является наряду с обучением важнейшей функцией системы
профессионального образования Российской Федерации.
Комплексная программа профессионального воспитания предназначена
для дальнейшего совершенствования и развития воспитательного процесса в
условиях реализации ФГОС в системе среднего профессионального
образования. Она является основой для деятельности администрации и
педагогического коллектива техникума.
36